Вестник Кавказа

Артем Пылин: "Азербайджан уверенно вышел на российский рынок"

Артем Пылин: "Азербайджан уверенно вышел на российский рынок"

Сегодня в Москве прошел видеомост с Баку на тему "Экономическое и инвестиционное сотрудничество Азербайджана и России: новые точки роста". На полях этого события "Вестник Кавказа" побеседовал с научным сотрудником Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Артемом Пылиным о российско-азербайджанских экономических контактах.

- Артем Геннадьевич, каковы сегодня опорные точки экономического сотрудничества России и Азербайджана?

- В настоящее время мы наблюдаем улучшение условий торговли для Азербайджана за счет опережающего роста поставок продовольствия – овощей и фруктов – которые отчасти замещают тот рынок, который ЕС потерял после введения российских контрсанкций. Что касается российских поставок в Азербайджан, то здесь произошли определенные изменения, связанные со снижением объемов, ввиду структурной перестройки азербайджанской экономики и развития в республике импортозамещающих производств в сельском хозяйстве (в частности, выращивание пшеницы) и промышленности (создание автосборочных производств), а также фармацевтики, химической отрасли и стройматериалов – по всем этим позициям прежде в Азербайджан поставляла товары Россия.

В этой связи как никогда актуален вопрос – как наращивать российские поставки на азербайджанский рынок? Один из вариантов – создание совместных сборочных производств для поставок в третьи страны – Иран, Турцию, Вьетнам, страны Юго-Восточной Азии, то есть туда, где из-за быстрого экономического роста требуется продукция традиционного машиностроения, в чем сильны и Россия, и Азербайджан. Второй вариант – все, что связано с цифровой трансформацией. И правительство Азербайджана, и правительство России уделяет особое внимание развитию цифрового сектора экономики, приняты соответствующие государственные программы. Здесь важно координировать взаимодействие, в частности, в применении лучших практик и стандартов по цифровизации услуг госуправления и по развитию совместных платформ. У нас есть очень хорошие компании – Яндекс, Mail.ru Group, Лаборатория Касперского – которые могли бы взаимодействовать с соответствующими партнерами в Азербайджане.

Третий вариант – это сотрудничество в секторе услуг. На международном уровне торговля традиционными товарами либо стагнирует, либо сокращается в виду роста числа протекционистских действий, из-за чего торговля услугами – это наиболее перспективный вид торговли в XXI веке. Это касается и торговли транспортными услугами за счет реализации транзитного потенциала двух стран, и туризма, и гуманитарного взаимодействия. Азербайджан вкладывает большие средства в развитие туризма и рост регионов, и в этом смысле он становится еще более привлекательным для поездок российских туристов.

Конечно, необходимо думать и о том, как Россия и Азербайджан будут взаимодействовать на мировом газовом рынке и мировом нефтяном рынке. В нашем представлении, российский газ, который пойдет в Европу по "Турецкому потоку", и азербайджанский газ, который будет поставляться по "Южному газовому коридору", не могут выступать прямыми конкурентами в виду того, что конечный потребитель находится в разных странах. Мы знаем, что азербайджанский газ преимущественно пойдет в Италию, а российский газ в рамках "Турецкого потока" – в страны Центральной и Восточной Европы, это разные рынки, и прямого пересечения между нами быть не может. Поэтому речь идет только о взаимодействии, сотрудничестве в рамках турецких хабов.

- Какие вам видятся пути развития экономического сотрудничества в треугольнике Россия-Азербайджан-Иран?

- В формате Россия-Азербайджан-Иран основным совместным проектом является международный транспортный коридор "Север-Юг", потенциал которого весьма велик. Успешная реализация этого проекта позволит существенно нарастить и взаимную торговлю, и торговлю с третьими странами, ведь одними из барьеров во взаимной торговле любых соседних государств являются недостаточное развитие контрольно-пропускных пунктов и недостаточное оснащение трансграничной инфраструктуры. Необходимо, чтобы товары и грузы проходили в достаточно быстром темпе, для чего требуются соответствующие инвестиции в модернизацию.

Помимо МТК "Север-Юг", еще одним перспективным направлением сотрудничества является создание сборочных российско-азербайджанских производств на территории Ирана, поскольку у Ирана достаточно мощная экономика, в рамках которой есть хороший потенциал для традиционных производств. Это касается и автомобилестроения, и химической промышленности, и нефтепереработки – того, что востребовано на иранском рынке.

- Как вы оцениваете распространенность азербайджанской сельскохозяйственной продукции на российском рынке и усилия Азербайджана по продвижению своих товаров в России?

- По статистике, экспорт азербайджанских овощей и фруктов растет два года подряд, причем речь не просто о поставках отдельных видов овощей и фруктов, но и о товарном сельскохозяйственном производстве. Очень перспективными являются поставки винодельческой продукции картофеля и текстиля в Россию. Азербайджан с созданием мощных агрокомплексов действительно выходит на российский рынок достаточно уверено. Важным элементом укрепления азербайджанской продукции на нашем рынке могло бы стать создание товаропроводящей сети, небольших магазинов под брендом "Сделано в Азербайджане", где продавалась бы текстильная продукция или вино. Так проникновение новых товаров в Россию было бы более эффективным, ведь в сетевые крупные магазины попасть довольно сложно. Создание таких небольших магазинов, особенно в российских регионах, могло бы существенно активизировать торговлю.

22920 просмотров