В последнее время наблюдается укрепление диалога между ЕС и Азербайджаном. Свидетельством этого процесса стали результаты визитов президента Азербайджана Ильхама Алиева в Брюссель в феврале, а до этого в ноябре прошлого года.
Как отмечает Emerging Europe в материале EU-Azerbaijan Relations Set for Bright Future, после февральского заседания Совета сотрудничества Азербайджана и ЕС в Брюсселе верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини высоко оценила переговоры с Баку, назвав их конструктивными и перспективными. Могерини выразила надежду на скорейшее завершение переговоров по Соглашению о стратегическом партнерстве. Она подчеркнула необходимость регулярного обмена информацией по вопросам внешней политики и безопасности, а также укрепления стратегический связей. В ходе пресс-конференции по завершении последнего раунда переговоров министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров отметил, что дальнейшие цели сотрудничества между Баку и Брюсселем будут сформулированы в Приоритетах партнерства между ЕС и Азербайджаном (2018-2020), которые обсуждаются в настоящее время.
Нагорный Карабах
Мамедъяров также выразил обеспокоенность в связи с визитами европейских чиновников на оккупированные территории Азербайджана (Нагорный Карабах и прилегающие территории), а также в связи с незаконной экономической деятельностью европейских граждан в регионе. Однако, по словам Могерини, ЕС поддерживает независимость, суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и считает статус-кво в армяно-азербайджанском нагорно-карабахском конфликте невозможным. Брюссель принял сбалансированный подход к конфликту, одобрив посреднические усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Посреднические усилия также осуществляются специальным представителем ЕС на Южном Кавказе Тойво Клааром.
Помимо этого существует инициатива "Европейское партнерство за мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта", направленная на содействие процессу урегулирования.
Торговля
С 2015 года отношения между ЕС и Азербайджаном пострадали из-за резолюции Европейского парламента, критикующей Азербайджан. Однако стороны возобновили диалог, когда делегация Европарламента посетила Баку в сентябре 2016 года, а в ноябре 2016 года Европейская комиссия обязала ЕС провести переговоры по заключению соглашения о стратегическом партнерстве с Баку. Во время четвертого заседания Консультативного совета Южного газового коридора президент Ильхам Алиев заявил, что "новое соглашение о партнерстве создаст новый формат сотрудничества". На данный момент это соглашение активно обсуждается и переговоры проходят конструктивно. С новым соглашением, которое заменит устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1996 года, законодательство Азербайджана будет больше соответствовать нормам и стандартам ЕС. В настоящее время на долю Евросоюза приходится почти половина торгового оборота Азербайджана (48,6%). ЕС остается крупнейшим прямым иностранным инвестором в нефтяной и ненефтяной секторы страны. Поскольку Азербайджан не является членом Всемирной торговой организации (ВТО), это создает определенные трудности при заключении соглашения о стратегическом партнерстве, но активность Баку в этом процессе крайне важна.
Южный газовый коридор
Южный газовый коридор, крупнейший инфраструктурный проект в Евразии, стал лучшим примером стратегического партнерства для достижения общих целей в энергетической сфере. Этот проект демонстрирует прагматический характер отношений между ЕС и Азербайджаном. Южный газовый коридор смог получить огромную финансовую поддержку благодаря политическому содействию Евросоюза и Соединенных Штатов. Недавно Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) выделил 1,5 млрд евро на финансирование Трансадриатического газопровода (TAP). Это самый крупный заем в рамках проекта Южного газового коридора. Кредит позволит консорциуму TAP завершить строительство к 2020 году.
Кроме того, Всемирный банк, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ранее взяли на себя обязательства по предоставлению кредита на строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP) на сумму $800 млн, $750 млн, $600 млн и $500 млн соответственно. Предполагается, что ЕБРР и ЕИБ выделят дополнительные кредиты TAP (1,2 млрд евро) и TANAP ($1,3 млрд). Планируется, что TANAP начнет функционировать в июне 2018 года и будет поставлять 16 млрд кубометров азербайджанского газа с месторождения Шахдениз-2 (6 млрд кубометров в Турцию по Южно-Кавказскому газопроводу через Грузию, 10 млрд в Европу по TAP через Грецию, Албанию и Италию). Азиатский банк развития также выделил кредит в размере $1 млрд для поддержки Шахдениз-2. На данный момент консорциум Южного газового коридора инвестировал $8,4 млрд из общей суммы в $11,5 млрд, необходимой для финансирования всех частей проекта. Из всех сегментов Южного газового коридора TANAP готов на 95%, TAP на 67%, Шахдениз-2 на 99%, а Южно-Кавказский газопровод на 95%.
Ранее некоторые группы выступали за приостановление финансирования со стороны международных финансовых институтов, ссылаясь на "проблемы с правами человека" в Азербайджане и "отрицательное воздействие TAP на окружающую среду." Тем не менее Южный газовый коридор и его сегменты остаются в списке проектов, представляющих интерес для ЕС. Своевременное завершение стратегически важно для диверсификации маршрутов поставок в Европу.
15 февраля Ильхам Алиев встретился с вице-президентом Европейской комиссии по Энергетическому союзу Марошом Шефчовиче
Транспорт и логистика
С введением в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) в 2017 году возросла важность транспортного аспекта двусторонних отношений. В последние десятилетия Азербайджан превратился в региональный транспортный хаб и логистический центр благодаря развитию транспортных коридоров Восток-Запад (включающего БТК) и Север-Юг. БТК позволит объединить азиатскую и европейскую транспортные инфраструктуры, а также расширить транзитный потенциал, экономическое и торговое сотрудничество стран, обеспечить дальнейшее развитие проекта транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACECA). Чтобы поддержать инициативы Азербайджана по развитию транспортной системы, ЕС выделил 1 млн евро на повышение технического потенциала Бакинского международного морского торгового порта. Подписание соглашения о создании общего авиационного пространства станет еще одним прорывом в отношениях между Евросоюзом и Азербайджаном. Это соглашение также позволит укрепить связи в сфере туризма. Уже согласовано 99% положений соглашения.
В отношениях между ЕС и Азербайджаном произошло много других важных событий. Совместная декларация участников саммита "Восточного партнерства" (ВП) четко отражает тот факт, что Евросоюз поддерживает территориальную целостность, независимость и суверенитет стран ВП, включая Азербайджан, в пределах их международно признанных границ. Также во время саммита была принята единая позиция по урегулированию конфликтов в соответствии с принципами международного права. ЕС продемонстрировал аналогичную позицию в резолюции Европарламента по внешней политике и безопасности от 13 декабря 2017 года. Кроме того, Европейский суд по правам человека принял решение по делу Чирагова и других против Армении, обязывающее Армению выплатить соответствующую компенсацию истцам, которые пострадали от оккупации. Тем самым суд признал ответственность Армении за оккупацию территорий Азербайджана. Кроме того, Торговое управление ЕС недавно опубликовало предупреждение о том, что европейские компании, участвующие в какой-либо коммерческой деятельности на оккупированных территориях Азербайджана, могут быть подвержены гражданским/уголовным наказаниям в соответствии с законодательством Азербайджана. Европейский союз не признал результаты незаконного референдума, проведенного в Нагорном Карабахе, что подтверждает - регион остается неотъемлемой частью Азербайджана.