Рост цен на бензин вызвали спекуляции на рынке, объективных причин для него нет, считают в управлении регулирования топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы. ФАС не видит предпосылок для роста розничных и оптовых цен на бензин. Об этом ″Вестник Кавказа" побеседовал с исполнительным вице-президентом группы компаний "НьюТек Сервисез", профессором РГУ нефти и газа им И.М. Губкина Валерием Бесселем.
- Действительно ли текущие высокие цены на бензин можно объяснить одной лишь деятельностью спекулянтов?
- Конечно, нет. Я об этом говорил, за что был подвергнут полному остракизму со стороны нашего общества. Для развития отрасли нефтяникам нужны инвестиции. Однако сейчас все нефтяные компании гасят и обслуживают свою долговую нагрузку за счет операционной прибыли. Возможности перекредитоваться нигде нет, вся нефтяная отрасль находится под санкциями, поэтому мы продолжаем инвестировать в развитие нефтяной отрасли. У нас есть два стратегических варианта. Загробить нефтяную отрасль, как мы загробили все остальное в 1990-е годы, или найти, кто будет за это платить. Платить будет население, что совершенно справедливо. Тех людей, у которых нет автомобилей, мало волнует, сколько водители платят за бензин. Налог на транспорт значительно больше, чем налог на имущество, налог на собственность. Это справедливо. Это своего рода налог на богатство, который мы никак не можем ввести. У нас не вводится прогрессивная шкала налогов. Это делается по понятным соображениям, ведь когда будет введена прогрессивная шкала, люди могут вообще перестать платить налоги, как это было в 1990-х годах. Поэтому всем установили 13%, но эти 13% жестко требуют, причем все платят. Поэтому бензин будет дорожать. Это есть объективная реальность. Деньги нефтяникам на развитие взять негде.
- Из-за налоговой нагрузки?
- У нас есть конкуренты в виде западных компаний, в виде китайских нефтяных корпораций. Самая высокая налоговая нагрузка у наших нефтяников. У нас половина бюджета формируется за счет налога на добычу полезных ископаемых и налогов, которые платят нефтяники. Мы только на шестом месте в мире находимся по запасам нефти. 15 миллиардов тонн при добыче больше 500 миллионов тонн в год - на 28 лет. И все.
- Есть ли у государства возможности для сдерживания роста цен на этот, по сути, ключевой товар?
- Как говорят практики, либо шашечки, либо ехать. Либо мы рыночная экономика, либо мы возвращаемся к плановой экономике. К плановой экономике мы уже не вернемся, потому что давно ушли от Советского Союза. А в рыночной экономике только один рычаг сдерживания. Вы выбрасываете на рынок значительно больше бензина, и он как бы дешевеет, но этот процесс регулируется ФАС. Мы потребляем порядка 143-148 миллионов нефтепродуктов в год. Это все наши потребности. Основными потребителями являются автомобилисты, транспортные компании и армия. А запреты не вписывается в рыночную экономику.
- Стоит ли ожидать, что цены на бензин скоро пойдут вниз?
- Мы сейчас все больше и больше уходим в такие регионы, как восточная Сибирь, Дальний Восток. Там нет инфраструктуры - ни дорог, ни железных дорог, ни поселков, ни промысловых сооружений, ни установок подготовки нефти. Если мы хотим, чтобы добыча была на нужном нам уровне, порядка 530-540 миллионов тонн в год, нам надо инвестировать колоссальные деньги в развитие инфраструктуры. В инфраструктуру должно инвестировать либо государство, у которого нет денег в бюджете, потому что социальные выплаты огромны, либо нефтяные компании, которые эти деньги должны на чем-то зарабатывать. Нефтяные компании продает только нефтепродукты. Поэтому, скорее всего, через какое-то время мы вернемся к ценам на бензин в рублевом эквиваленте, как это было, когда у нас доллар стоил 30 рублей, и бензин стоил 30 рулей. Мы спокойно платили, понимая, что да, это нормальная цена. Причем это одна из самых низких цен в мире, примерно как в США. В Европе цены значительно выше. Бензин становится слишком дорогим для нефтяных компаний. Поэтому чтобы компенсировать все затраты на погашение долга, на обслуживание долга, погасить все затраты на создание новой инфраструктуры, платить придется нам.