Вестник Кавказа

Вячеслав Михайлов: "Вижу позитивную межэтническую динамику на Северном Кавказе"

В Москве был презентован профессиональный стандарт для сферы национальных и религиозных отношений. На полях этого события "Вестник Кавказа" побеседовал с одним из разработчиков профстандарта, экс-министром РФ по делам национальностей, членом Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, заведующим кафедрой национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС Вячеславом Михайловым о современном состоянии межэтнических, миграционных и национальных процессов в России.

- В первую очередь, на ваш взгляд, насколько сегодня нормализована межэтническая обстановка в республиках Северного Кавказа?

- В сфере межнациональных отношений у нас сейчас идет положительная динамика, напряженность в очагах конфликтов сходит на нет. Скажем, осетино-ингушский конфликт находится в стадии поиска положительного решения, главы республик регулярно встречаются, идет взаимодействие между Ингушетией и Северной Осетией, и мне представляется, что в этом очаге рано или поздно будет найден полноценный компромисс. Сегодняшнюю ситуацию в Чеченской Республике можно считать удовлетворительной, есть положительные тенденции, хотя некоторые СМИ и пытаются обострить положение дел. Точно такая же положительная динамика и в Дагестане. Если говорить с точки зрения подготовки кадров, то в нашей академии сейчас очень большой приток хороших, толковых ребят с Северного Кавказа, в том числе, на моей кафедре, на специализациях по регионоведению и управлению межэтническими процессами. 

- На каких принципах должна строиться современная национальная политика России?

- Принципы уже определены и, скажем, слово "дружба" в них как было, так и остается, более того, сейчас это слово реабилитируется. Следует понимать, что национальная политика – это не только и не столько политический вопрос, так как в нее входят вопросы экономики, вопросы социальной сферы, вопросы управления и выдвижения кадров. К выстраиванию национальной политики необходимо подходить комплексно, понимая, что люди в целом всегда хотят дружить, а не враждовать между собой. На мой взгляд, основа возникновения конфликтов между людьми по какому бы то ни было признаку – увеличение разрыва между богатыми и бедными, показывающее в последнее время катастрофический рост и приводящее социальные вопросы на грань фола. Национальная политика – это не только определение идеи российской нации и других понятий, но, в первую очередь, решение экономических и социальных проблем населения.

- Говоря о российской нации, какое значение сегодня вкладывается в этот термин?

- Об этом сейчас ведутся очень острые дискуссии, и некоторые уверены в том, что если речь идет о российской нации, то будто бы отменяются этнические нации. Моя позиция состоит в том, что следует разделять этническую нацию и политическую нацию, понимаемую как согражданство. В нашем лексиконе национальность, как правило, воспринимается как этнический фактор, а не как политический, однако в основе понимания российской нации лежит именно понятие согражданства, того, что мы – граждане одной страны. Это региональная идентификация: в России живут россияне. Также россияне – это понятие "мы". Я так студентам объясняю в чем разница между понятиями "я" и "мы": "я" – это этнос, например, "я русский", но я никогда не скажу, что в России мы все русские, ведь мы – россияне, мы говорит не об этнической принадлежности, а о согражданстве.

Здесь стоит добавить, что, в соответствии с данным подходом, нация формируется с созданием государства. То есть, скажем, когда крепостные вместе с дворянами сплотились и воевали против Наполеона в 1812 году, они составляли единую нацию, поскольку были гражданами одной страны. Нация уже сформирована и неверно было бы говорить, что российская нация нуждается в формировании – на самом деле она нуждается в укреплении. Необходима постоянная динамика укреплении нации, поиск согласия в обществе, дабы не возникало раскола, как, к примеру, сейчас в США, где недавние выборы президента показали, что в стране очень разобщенное общество. Укреплять нацию, безусловно, следует и на межэтническом направлении, через установление межэтнического и межрелигиозного согласия.

- По вашей оценке, в каком состоянии сейчас находятся проблемы внутренней и внешней миграции в России?

- Что касается внутренней миграции, то, на мой взгляд, она должна быть более динамичной. К примеру, у нас сейчас очень высокий уровень безработицы на Северном Кавказе: регион переживает демографический взрыв и рабочих мест в нем не хватает – и если бы динамика внутренней миграции была более высокий, люди могли бы найти себе работы в других областях РФ. Безусловно, для этого нужно создать экономические и иные стимулы, которые заинтересовывали бы передвижение рабочей силы внутри страны.

Внешняя миграция, в свою очередь, нуждается в регулировании, она не должна быть стихийной, так как это выливается в образование анклавов. На примере Западной Европы можно увидеть, что на первых порах анклавы – это неплохо, открываются школы, земляки общаются друг с другом, но затем происходит закупорка: в Лондоне целые районы закрыты из-за того, что в них сформировались анклавы мигрантов. Подобные этнические гетто недопустимы, а значит, миграционными процессами нужно управлять. И тут проблема в правоприменительной практике: есть очень хороший указ президента и нормативно-правовые акты о защите и привлечении соотечественников, но эти документы, к сожалению, не работают. Скажем, на Украине огромное количество желающих принять российское гражданство, но они сталкиваются с большими трудностями. Сама по себе идея русского мира – это очень хорошее дело, ведь русский народ – это разделенный народ, 25 млн русских проживают за пределами РФ, но закон о возвращении соотечественников требуется усовершенствовать, чтобы он работал.

17485 просмотров