Вестник Кавказа

ИДЕОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДОЛЖНА СУЩЕСТВЕННО ПОМЕНЯТЬСЯ

Уверен главный редактор "Вестника Кавказа" Алексей Власов

- Алексей Викторович, вы выступили одним из инициаторов прошедшего недавно в Москве международного семинара «Россия-Азербайджан: окна новых возможностей». Что дала эта встреча экспертов?

- С моей точки зрения, цели, которые ставили перед собой организаторы мероприятия, в общем и целом были выполнены. Наша цель заключалась в том, чтобы суммировать, проанализировать основные экспертные оценки со стороны ученых (представляющих ведущие российские аналитические структуры, в основном университетские - МГУ, РГГУ, МГИМО) по поводу перспектив развития российско-азербайджанских отношений.
Существует общая позиция по отношению к тому, что за последние несколько месяцев произошли очень серьезные позитивные сдвиги в развитии двухсторонних отношений. Необходимо понять, насколько серьезны и фундаментальны эти изменения, являются ли они внешней реакцией на меняющуюся ситуацию в мире и, в частности, на Южном Кавказе или же в их основе лежит фундамент стремления к взаимовыгодному и конструктивному диалогу между Москвой и Баку. Поэтому мы обратили внимание ни на какой-то один вопрос, а постарались в рамках докладов проанализировать всю структуру межгосударственных отношений, включая возможности и перспективы их развития в среднесрочной перспективе, на три-пять лет. Насколько это получилось, можно будет судить по материалам сборника, который мы планируем издать в течение ближайшего месяца.

- Насколько представители других экспертных центров разделяют вашу позицию в отношении новых возможностей в развитии двухсторонних отношений?

- Суждения, конечно, были высказаны разные. Есть и скептики, оценивающие достаточно пессимистично возможности для интенсивного развития диалога между нашими странами и выхода на более качественный уровень. Это как в философской притче о стакане, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон. Но все сходятся в том, что на наших глазах происходят позитивные сдвиги, касающиеся энергетической сферы, Москва играет более активную роль в Нагорном Карабахе. Кроме того, сложились очень хорошие отношения между лидерами двух государств.
Вопрос заключается в том, как капитализировать эти новые позитивные тенденции, как превратить их в нечто более фундаментальное, сформировать схему политического партнерства, а в перспективе, возможно, перейти (по образцу Казахстана) к схеме стратегического союза между Россией и Азербайджаном. Какие факторы здесь могут стать препятствием и основанием для тех сомнений, которые высказывали наши коллеги из других центров?
В первую очередь нерешенность проблемы Нагорного Карабаха, нарастание в связи с этим внутреннего напряжения в азербайджанском обществе, определенного раздражения к посредникам, которые на протяжении последних 15 лет в формате Минской группы и других форматах так и не сумели добиться серьезного прорыва в решении этой наболевшей проблемы всего Южного Кавказа.
Могу возразить, что недавние встречи по линии Москва – Баку – Ереван - Анкара показали, что у посредников, модераторов этого непростого диалога есть желание как можно быстрее достичь подвижек в решении вопроса. Ключ к решению этого конфликта все равно лежит в Баку и Ереване. Если две стороны не сядут за стол переговоров и раз навсегда не попытаются хотя бы в режиме step by step решить эту проблему (на основе соблюдения международных соглашений и конвенций с учетом национальных интересов двух государств), ничего не получится. Мне кажется, что миротворческие усилия Москвы, Вашингтона, Брюсселя не приведут к чему-то, раз и навсегда устраивающему и Азербайджан, и Армению. Невозможно заставить договориться тех, кто изначально не расположен к достижению соглашения. В этом может быть даже психологическом, а не политическом моменте и заключается главная сложность, которую нужно преодолеть.

- Вы в своем выступлении говорили о необходимости формирования крупного модернизационного проекта, который позволил бы развивать двухсторонние отношения на качественно новой основе. Что это за проект?

- Собственно это обращение я уже транслировал неоднократно в своих выступлениях не только в аудиториях с участием азербайджанских коллег, но и в Казахстане. По своим параметрам развития три, а может быть четыре страны на постсоветском пространстве - Россия, Казахстан, Азербайджан, Белоруссия - должны серьезно задуматься о том, как имеющийся фундамент экономического развития на основе интеграционных связей перевести на качественно новый уровень. Сейчас формируется новая экономическая реальность и многие механизмы, функционировавшие в докризисную эпоху, постепенно будут отмирать и превращаться в нечто новое, что мы пока еще не осознали до конца и не оценили. Эти контуры посткризисного мира вначале нужно определить на основе совместных исследований, а потом уже в создании совместных проектов. К интеграции нас подталкивает объективная реальность.
Азербайджанские коллеги могут гордиться тем, что их страна пока минимизирует последствия глобального экономического кризиса, но вне этой реальности Азербайджану не удастся удержаться, потому что экономика активно включается в мировые процессы. Можно оттянуть нарастание эти негативных тенденций, но полностью их избежать практически нереально. Вызовы схожи, поэтому нужно работать сообща. Попытаться выйти из кризиса не в статусе сырьевой, пусть очень важной и экономически развитой державы, а государством, которое адекватно реагирует на вызовы XXI столетия, превращаясь не в «глобальную бензоколонку», а в государство, которое действительно конкурентно способно - благодаря высокому уровню образования, высоким стандартам качества жизни, гибкой динамично развивающейся диверсифицированной экономике.
Думаю, отсутствие таких прорывных проектов и ориентация на наращивание сырьевого сотрудничества - тупиковый путь. Реальная конкурентно способность определяется экономикой знаний, то есть экономикой, основанной на высоком уровне подготовки кадров, работающих в ней и на использовании самых высокотехнологических инструментов в производстве. Иначе мы будем действовать в режиме догоняющего развития. Не думаю, что Москву, Баку и Астану этот концепт устраивает. Именно поэтому мы сейчас должны говорить о новом уровне интеграции, не восстановлении той системы, которая была разрушена в период распада Советского Союза, а о формировании новых связей, которые были бы основаны на общем, модернизационном проекте. Возможно, это будет совместное исследование в области освоения космического пространства или же в какой-либо иной сфере, где особенно очевидна необходимость перехода на более качественный уровень технологического развития. Это виднее специалистам. Но идеология интеграции должна существенно поменяться.
Это уж не интеграционная составляющая, обращенная в общее прошлое, а стратегия, контур которой формирует будущее развитие и России, и Азербайджана, и тех стран постсоветского пространства, которые идеологически готовы вступить в этот интеграционный пул. Считаю, что именно эта идея будет формировать российско-азербайджанские отношения в перспективе.

7360 просмотров