Вестник Кавказа

Лариса Алавердян: «Миграция из Армении - итог целенаправленной политики государства»

Давид Степанян, Ереван
Лариса Алавердян: «Миграция из Армении - итог целенаправленной политики государства»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Cекретарь парламентской фракции «Наследие» Лариса Алавердян в интервью ВК объясняет причины социальной напряженности в Армении.

- 1 марта в Ереване прошел многочисленный митинг оппозиции, приуроченный к годовщине трагических событий 2008 года. В какой мере митинги можно считать отражением общественного сознания в Армении?

- В Армении в общественное сознание внедряется мысль, что любые позитивные подвижки отражают чьи-то корыстные помыслы. Развивается шпиономания, являющаяся признаком деградации общественного сознания, причем на политическом уровне. Безнравственность руководства можно предотвратить его сменой, безнравственность элиты – сменой строя. Безнравственность же общества можно считать серьезным вызовом самобытности народа. Речь не идет о физическом исчезновении армянского народа, а об изменении самобытности. Я знала руководителей Армении в их звездные часы, и мне жаль, когда все дарованные им способности используются в направлении разбазаривания ресурса народа. В мышлении же нашей элиты происходит полная деградация, так как ею сознательно принимаются законы, попирающие права человека, закрепленные нашей конституцией. При этом в нашем обществе каким-то чудом прорезаются ростки национального достоинства, что дает мне право надеяться, что настоящая борьба мысли и идеологии у нас еще впереди. Пока что в Армении, к сожалению, побеждают группы, которые подавляют всякую идеологию и живую мысль, поскольку не намерены отдавать «своего». И 1 марта было далеко не случайностью в этом контексте.

- В Армении введен в действие закон «Об ОСАГО», который уже стал источником дополнительной напряженности в обществе. Какие последствия это может повлечь?

- Внедрение закона «Об ОСАГО» в Армении я рассматриваю как источник двух зол - повышения и без того немалой социальной напряженности и появления дополнительного источника коррупции в правоохранительных органах, отвечающих за дорожную безопасность. Правовая неразрешенность этого вопроса не просто не приводит нас к разрешению этой проблемы, она по существу безнравственна, что является общественной категорией. При этом упорство, с которым правительство насильно навязало этот закон нашим гражданам, объясняется стремлением накопления средств отдельными субъектами, причем средств, которые оказались у граждан Армении зачастую в результате работы за пределами республики. Если бы эти средства были заработаны в Армении, то это бы свидетельствовало о наличии остаточного эффекта, но поскольку этого нет, то власти облагают новыми налогами население страны, которая не богатеет. Тем самым по уже всем известной схеме власти создают для определенных лиц и кланов дополнительную возможность для ввода в оборот дополнительных средств. Деньги, заработанные за пределами Армении, облагаются налогами, что позволяет зарубежным фирмам, специализирующимся на автостраховании и занимающим значительную долю этого рынка, вновь вывозить капитал за пределы Армении. Это совершенно разрушительная схема с точки зрения развития страны.

- С 2014 года в Армении планируется переход на частную накопительную пенсионную систему. Насколько это возможно и необходимо в стране имеющей нестабильную экономику, которую постоянно «трясет» под влиянием внешних воздействий?

- В целом, мы испытываем серьезное недоверие в отношении результативности этой реформы. Оно основано на том, что любая пенсионная реформа первостепенно опирается на обязательный ресурс – доверие населения к властям, что подчеркивается и в Гонконге, и в США, и в скандинавских странах, где эта реформа успешно осуществлялась в разные годы. Естественно, этого доверия в Армении нет. Вторым условием является наличие устойчивого рынка труда. Я даже не буду говорить о тех смехотворных статистических данных о безработице в Армении – в разное время от 7 до 9%, которые не соответствуют действительности. То есть, нормального рынка труда у нас также нет. Кроме того, подобные обязательные реформы эффективны лишь в странах, имеющих не только стабильную, развитую экономику, но и с устоявшимися социальными привычками. Эти три предусловия являются теми тремя столпами, на основе которых возможна пенсионная реформа в любой стране, в Армении же они отсутствуют. Однако это не мешает нашим властям опять же в целях накопления и сосредоточения капитала инициировать пенсионную реформу, не имея для этого ни единой предпосылки. Благодаря решениям нашего правительства эти суммы также благополучно будут выведены в оффшоры. Переходя на любую новую систему, реализуя любую реформу, власти любой страны мира опираются на существующую в своей стране практику. В Армении же все происходит с точностью наоборот, так как практика показывает, что перетоки капитала из страны всегда происходили и происходят по преступным схемам, что уже давно доказано и известно достаточно широкому слою заинтересованного в этом населения. То есть практика показывает, что все эти «реформы» проводятся в угоду узкому и постоянно еще более сужающемуся кругу лиц, которые не по праву именуют себя олигархами.

- Что несет принятый недавно закон «Об изменениях и дополнениях» в законе «О языке»?

- Недавно один из видных представителей Республиканской партии Армении заявил: «Нам нужно иметь грамотную элиту за рубежом, и поэтому наши молодые люди, обучившиеся в Армении иностранным языкам, могут спокойно уехать из страны». В этом утверждении нет точек соприкосновения между национальными интересами страны и интересами тех, кто намерен обучить своих чад или приближенных за счет государства и сделать их политической элитой. В республике еще со времен первого президента всегда был актуален вопрос, какое количество населения может хорошо продержать Армения. Одно время звучала цифра в 2,7 млн, которая затем сменилась 900 тысячами, то есть числом аналогичным числу граждан ОАЭ.

- Идея снижения числа населения Армении путем миграции принадлежит именно Левону Тер-Петросяну…

- Еще в 1996 году я утверждала, что в стране проводится преступная миграционная политика, но и в последующий период я убедилась, что автором этой идеи не является один лишь Левон Тер-Петросян. Ситуация при Тер-Петросяне в некотором смысле объективно создавала условия для оттока населения - психологически, экономически и благодаря нищенской идеологии. Хотя проводилась и целенаправленная политика, которая озвучивалась в виде приветствия оттока временных и трудовых мигрантов.

- Но сейчас, по сути, говорится то же самое…

- И не только то же самое. Если ранее говорилось, что люди уезжают, чтобы, встав на ноги, впоследствии вернуться, то сейчас этого «вот-вот» нет и в помине. Хочу напомнить, что 20 лет - это возраст зарождения одного поколения, его смены, и тем самым фактически мы уже получаем людей, для которых Армения является исторической, а не реальной родиной. Таким образом, я считаю, что продолжающаяся миграция из Армении является итогом политики государства, я бы этого не говорила, если бы увидела хотя бы один позитивный посыл в обратную сторону от правительства. Но отток населения из Армении, к сожалению, является руководимым процессом.

30445 просмотров