Вестник Кавказа

Юрий Рогулев: "США нечем жертвовать в отношениях с Россией"

Сегодня США впервые передали России данные о дислокации в Сирии отрядов подконтрольной Штатам оппозиции. Хотя предварительный анализ данных показал, что разграничения умеренной оппозиции и террористов пока не проведено, эксперты заговорили о налаживании реального сотрудничества Москвы и Вашингтона в военной сфере. Однако практически одновременно американские конгрессмены обратились к президенту Бараку Обаме с предложением ввести санкции против России, которая, по их мнению, стоит за хакерскими атаками на государственные организации США. В ситуации наличия такого рода политических маятников российско-американские контакты довольно сложно вывести на нормальный уровень. О состоянии отношений между Москвой и Вашингтоном в преддверии президентских выборов в США "Вестнику Кавказа" рассказал директор Центра изучения США им. Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Рогулев.

- Действительно ли результат президентских выборов повлияет на американскую политику в отношении России, как этого ждут многие российские эксперты?

- Думаю, он может повлиять только косметически, в плане создания какой-то атмосферы в российско-американских отношениях. Причем атмосфера может улучшаться, а может и ухудшаться. Но если говорить о каких-то принципиальных решениях, то нужно помнить, что все-таки внешняя политика США, тем более политика в отношении России - это двухпартийная политика. Большую роль играет Конгресс США. 

- В первую очередь - Конгресс, а фигура президента вторична? 

- Она не вторична. По конституции, президент имеет полномочия вести переговоры, заключать международные договоры. Но важнейшие договоры должны ратифицироваться Конгрессом. Например, президент имеет возможность самостоятельно принять решение об использовании Вооруженных сил за рубежом в течение месяца-двух, но использование их в течение более длительного времени требует санкции Конгресса. Без одобрения Конгресса, тем более когда это связано с выделением определенных средств или с принятием каких-то решений, не обойтись. Поэтому президент не является второстепенной фигурой, но в США есть не менее важный институт в виде Конгресса, независимый от президента, с которым ему необходимо налаживать взаимодействие, иначе у него мало что будет получаться. 

- Кто определяет американскую политику в отношении России? 

-Равная ответственность и равное влияние Конгресса и президента. 

- Какой будет политика США при Трампе и при Клинтон?

- Клинтон в период избирательной кампании занимает более агрессивную, наступательную позицию. Она стремиться подчеркнуть, что будет решительно отстаивать интересы США. Как будет в действительности, сказать нетрудно, в силу того, что она человек очень осмотрительный, осторожный. Вряд ли Клинтон будет подвержена каким-то импульсам и сиюминутным решениям, но в целом это будет жесткая позиция в отношении России.  Что касается Трампа, то он в гораздо меньшей степени подвержен стереотипам холодной войны. Он рассуждает как человек простой, с точки зрения здравомыслия, и правильно ставит вопрос - разве для США было бы плохо, если бы отношения с Россией были бы нормальными, а не враждебными, соперническими. В этом смысле его такая позиция находит отклик у избирателя. И было бы все очень хорошо, если бы мы могли предсказать, что будет после того, как Трамп придет к власти. Но мы не знаем его реальной программы, не знаем, какую команду он может с собой привести. Это человек не очень предсказуемый, и хотя у Трампа вроде бы более здравые идеи, после его прихода к власти может случиться всякое. 

- Как сейчас выглядит отношение Вашингтона к Москве? Насколько для США важна сама российская тема во внешней и внутренней политике?

- Отношения сейчас находятся на минимальном уровне. Товарооборот у нас очень низкий, что не соответствует экономическому потенциалу двух стран. США придерживаются политики санкций в отношении России, что препятствует позитивному развитию экономических связей.  Что касается политических связей, то они в некоторых аспектах пересекаются, но даже в сфере борьбы с терроризмом взаимодействие идет очень тяжело. Отношения требуют совершенно иного подхода. В ближайшем будущем они вряд ли сильно изменятся. В худшую сторону уже меняться некуда, а в лучшую -  это требует большого времени и усилий. 

- Что должно произойти в США, чтобы отношение Вашингтона к Москве улучшилось?

- Говорить об улучшении трудно по двум причинам. Во-первых, Россия остается единственной страной, обладающей возможностью уничтожить США в военном плане, причем военный потенциал России в последние годы растет, и этого в США не могут не осознавать. Это заставляет США относиться с большой настороженностью к России. Во-вторых, США никак не зависят от России, и Россия экономически не зависит от США. Это не то, что отношения США с Китаем, где гигантский товарооборот, гигантское количество товаров производится в Китае, продается в Америке. Ничего подобного с Россией нет. США нечем жертвовать в отношениях с Россией. Ухудшаются отношения или улучшаются - на американскую экономику это особого влияния не оказывает. Поэтому и стимулов улучшать отношения нет.

13255 просмотров