Сабухи Ахмедов: "Весь исторический процесс отражается в одежде"

Сабухи Ахмедов: "Весь исторический процесс  отражается в одежде"

Вчера в Национальном музее истории Азербайджана открылась выставка "Азербайджанская национальная одежда, как она есть". "Вестник Кавказа" побеседовал с организатором выставки, кандидатом исторических наук, завотделом экспозиций музея Сабухи Ахмедовым об этом событии.

- Почему, на ваш взгляд, выставка вызвала столь живой интерес?

- Национальное пробуждение вызывает интерес к своему прошлому, к своим корням. Национальная одежда - один из элементов, к которым люди возвращаются, проявляя интерес к тому, как одевались наши предки, как они жили. Весь исторический процесс часто отражается в одежде - мужской, женской, детской. Отсюда и идея выставки.

С другой стороны, надо отметить, что на данный момент допускают много ошибок в изготовлении национальной одежды. Дело в том, что процесс изучения, пропаганды, только начинается. Поэтому очень важно на сегодняшнем этапе не допускать ошибок. Здесь, на выставке  отражены результаты многолетних исследований ученых-этнографов, которые знакомились с коллекциями азербайджанской одежды в российских музеях, в музеях Грузии, Ирана. В результате мы здесь видим одежду азербайджанцев не только проживающих на территории Азербайджанской Республики, но и азербайджанцев Дербента, азербайджанцев, живших в Ереване в XIX веке, азербайджанцев городов Тебриз, Ардебиль, Сараб, азербайджанцев грузинского Борчалы. 

В то же время мы постарались показать одежду различных слоев населения. Здесь есть и купеческая одежда, и одежда знати, и одежда духовенства.

- На выставке представлена не только одежда?

- Да, мы экспонируем также рисунки и фотографии исторического плана. На выставочных панелях представлены рисунки Верещагина, князя Гагарина, Брювеля  и других путешественников. Человек может прийти посмотреть, сравнить. Мы время от времени на разных модных показах видим, как современный модельер обращается к тем или иным элементам, будь то в орнаменте, будь то в каких-то элементах шитья. Дизайнеры нередко  обращаются к национальным истокам.

Например, на мне одежда азербайджанской конницы Кенгерли. Эта одежда была использована, когда формировали два азербайджанских взвода в составе Российского императорского конвоя. То есть, это национальная одежда азербайджанцев в охране российского императора. Выражаясь современным языком, эта одежда может быть использована в качестве основы для формы почетного караула.  Обязательные элементы - сабля, кинжал, пороховница. Это мужская одежда сохранилась с XIX века.

- В архивах много материала по старинным костюмам?

- Надо отдать должное, в свое время российские этнографы, путешественники  отразили очень много моментов, связанных с нашей одеждой. Другое дело, что материалы разбросаны по разным архивам, их необходимо собирать, комплектовать, изучать и после этого уже пропагандировать. А так материала хватает - будь то образцы материальной культуры в Российском этнографическом музее огромные коллекции, или иллюстративный материал.

7505 просмотров





Популярные