Эдуард Полетаев: «Реформа политической системы Казахстана носит постоянно действующий характер»

Эдуард Полетаев: «Реформа политической системы Казахстана носит постоянно действующий характер»

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о намерении передать некоторые свои полномочия парламенту и министрам. Роль президента предполагается трансформировать в «верховного арбитра». Проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию уже подготовлен. Его планируется вынести на всенародное обсуждение, которое продлится до 26 февраля. Об изменениях в Конституцию «Вестнику Кавказа» рассказал политолог, главный редактор журнала «Мир Евразии» Эдуард Полетаев.

- По вашей оценке, почему предлагается передать значительные полномочия, в том числе назначения членов правительства, от президента парламенту?

- Анализ предлагаемых поправок кардинального характера не носит. Причин здесь несколько. Нынешняя реформа политической системы пошла более в скоростном режиме, в том числе, в связи внешними обстоятельствами. Еще в прошлом году президент заявлял об этом. Направлять и контролировать политический процесс - ключевая задача президентской власти, то есть системы, которая выстроена в Казахстане. Значение этой системы возрастало с каждым годом. Государство расширяло свои обязательства и ответственность, судя по многочисленным законам, которые были приняты в последнее время, судя по новым вызовам и угрозам, которые возникали в Казахстане и вокруг него.

Показательным примером был рост террористических угроз и соответственное ужесточение законодательства. Само общество стало более сложным и требовательным. Появились социальные сети. Население начало активно высказывать свое мнение, потребности, ведь мир стал более открытым и доступным. Огромное количество задач вынуждает изменить динамику работы исполнительной власти. А чего от власти ожидает простой человек? Чтобы были эффективные экономические и социальные программы, чтобы была ответственность за исполнение этих программ, чтобы они отвечали потребностям людей.

Эти изменения необходимы и с учетом низкой цены на нефть, основного экспортного продукта Казахстана, на фоне изменений в налоговом законодательстве, которые начинают внедряться с начала 2017 года. Людям нужно жилье, образование, работа, достойная зарплата, а все эти социально-экономические показатели, конечно же, были бы более эффективно восприняты и сделаны, если бы за них отвечали конкретные исполнители в Кабинете министров.

Стратегические ключевые сферы ответственности остаются за президентом (безопасность, оборона, внешняя политика и в целом контроль сверху за ситуацией), а конкретные персоны в правительстве будут отвечать за необходимые реформы. На мой взгляд, персонализация ответственности более эффективна. Ответственность за действия главы государства должны разделить члены его команды.

- Как новая Конституция изменит политическую жизнь в Казахстане?

- Возможности кардинальных изменений я не вижу, хотя уже начинают говорить о роспуске парламента, досрочных выборах. Это мало ожидаемо. Идет всего вторая сессия нового парламента, который был избран в прошлом году. Референдума по конституции тоже не будет. Эти поправки одобрит комиссия, Мажилис должен их утвердить в ходе нынешней сессии. Да, будет широкое общественное обсуждение практически весь февраль, СМИ будут полны обсуждений этих поправок. Это механизм, отработанный в степени на других инициативах главы государства.

Самое главное сейчас обкатать новый механизм. То есть парламент примет поправки, но я не думаю, что только этим перераспределением реформа политической системы ограничится, она у нас вообще носит постоянно действующий характер - ищут оптимальные модели, формы, что-то обтесывают, где-то не получается - откидывают в сторону. На практике сфера ответственности  исполнительной власти и сложнее, и шире, чем предполагает ее определение. Есть определенные сложности в том, какие будут взаимоотношения между парламентом и правительством, где почти все - члены одной партии - правящей «Нур Отан». В Мажилисе и Сенате парламента много людей, которые туда перешли из исполнительной власти. Сложности могут возникнуть при обкате рабочих моментов. Хотя надо признать, что президент свою команду уже сплотил, и ожидать неожиданностей от ее представителей не стоит. Вживутся более ответственно в свою роль представители и законодательной власти, и исполнительной.

9770 просмотров



Вестник Кавказа

на YouTube

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!