Вестник Кавказа

Андрей Бакланов: "Настало время молодых властителей Саудовской Аравии"

Андрей Бакланов: "Настало время молодых властителей Саудовской Аравии"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Судьбоносное решение для Саудовской Аравии как одного из ключевых игроков Ближнего Востока на этой неделе принял король Салман, назначив наследным принцем своего 30-летнего сына Мухаммеда вместо 57-летнего племянника Мухаммеда ибн Наифа. О том, какое значение это решение будет иметь для будущее Саудовской Аравии и всего Ближнего Востока, "Вестник Кавказа" побеседовал с заместителем председателя Ассоциации российских дипломатов, бывшим послом РФ в Саудовской Аравии Андреем Баклановым.

- На ваш взгляд, что стоит за этим решением – почему король Салман принял решение изменить традицию наследования королевского титула саудитов?

- Изменения в порядке престолонаследия – это не проблема сегодняшнего дня, она давно требовала своего решения. Потому что короли Халид, Фахд и Абдалла, как и нынешний король Салман, взошли на престол уже в достаточно преклонном возрасте. Установленный в свое время порядок престолонаследия – от старшего брата, сына короля-основателя Саудовской Аравии Абдул-Азиза, к младшему – начал приходить в определенное противоречие с реалиями, требовалось внесение серьезных изменений в связи с тем, что сыновья Абдул-Азиза уже далеко не молоды и нужен переход к принцам нового поколения. Так что решение короля Салмана назначить наследным принцем своего сына Мухаммеда можно рассматривать как попытку нынешнего короля взять на себя ответственность за переход власти к представителям молодого поколения, разделив, конечно, ее с Советом присяги. Это делается, в частности, для того, чтобы правящая династия вовремя внесла соответствующие корректировки в порядок престолонаследия и приспособила традиционную систему к новым задачам и реалиям.

Второй вопрос заключается в том, что правящая семья заинтересована в том, чтобы она оставалась правящей и далее, ведь есть исторические и новые претенденты на трон, которые стремятся отстранить дом Саудов от рычагов госуправления. Семья, естественно, должна держаться вместе, тем более что определенные противоречия между отдельными представителями кланов уже были. Этот поступок короля показывает его стремление обеспечить преемственность власти к его прямым потомкам на ближайшие годы, поэтому предпочтительно наследование от отца к сыну.

- Есть ли в этом решении какие-либо факторы экономического и внешнеполитического плана?

- Безусловно, стоит упомянуть и финансово-экономические, и внешнеполитические причины. С нынешними королем и наследным принцем ассоциируется назревавшее и только при них вступившее в фазу окончательной подготовки решение, касающееся экономической и финансовой составляющей режима дома Саудов. Совершенно явно делается акцент на ускорение процесса диверсификации экономики, готовится положительное заключение по разгосударствлению мощнейшего финансово-экономического инструмента в стране – компании Saudi Aramco, которая в дальнейшем будет иметь более стандартный вид с участием частных акционеров, включая иностранцев. Просматривается попытка привязать американцев и других зарубежных вкладчиков к обеспечению стабильности режима, потому что только в обстановке стабильности возможна бесперебойная добыча нефти и маркетинг этой нефти за рубежом, и эта идея тоже в значительной мере связана с королем Салманом и наследным принцем Мухаммедом, как и корректировка планов развития страны. Они поставили цель развернуть финансово-экономическое развитие страны на достаточно длительную перспективу, вплоть до 30 лет вперед, чтобы диверсификация экономики проходила на более продуманной, научно-обоснованной базе и была связана с региональными, международными и внутренними реалиями

В политическом плане возможно, стоит ожидать от этого решения серьезных изменений в позиции Эр-Рияда по сирийскому урегулированию и ситуации на Ближнем Востоке в целом, связано это будет с анализом того, какие линии внешней политики Саудовской Аравии срабатывают, а какие нет. К примеру, явно кризисное развитие просматривается на йеменском направлении, не вписалась в траекторию развития событий в Сирии, политика Саудовской Аравии на сирийском направлении. Было бы логично, если бы король и новый наследный принц сделали корректировку этих вопросов.

- На ваш взгляд, встретит ли решение короля Салмана какое-либо сопротивление в будущем, не ждет ли Саудовскую Аравию какая-либо смута после смерти Салмана?

- Я думаю, нет. Дело в том, что прошедшие два года были посвящены прощупыванию возможной реакции элит на новую систему престолонаследования. Король, наверняка, переговорил со всеми членами Совета присяги, так что решение было принято весьма основательным большинством голосов. Саудовцы стремятся достаточно осторожно и аккуратно поступать при принятии решений, поэтому и это событие, уверен, было продумано и просчитано, поскольку в Эр-Рияде понимают, что нельзя раскачивать лодку.

- Каковы, по вашей оценке, наиболее вероятный последствия перехода королевской власти от пожилых сыновей Абдул-Азиза ибн Сауда к молодым его внукам? Настроено ли новое поколение принцев на консерватизм или реформаторство?

- Новое поколение прекрасно понимает, что жизнь требует внесения изменений, однако манера внесения изменений у саудовцев весьма специфическая: реформы не должны приводить к негативным последствиям, связанным со стабильностью в стране. Это даже не идея нового короля, это начинается с Фейсала, когда впервые поставил вопрос о реформах в начале 60-х годов. Напомню, что даже радикальные реформы Эр-Рияд всегда старался проводить постепенно, по продуманной схеме, дабы не навредить стабильности внутриполитической ситуации.

- Чего в этой связи стоит ожидать соседям Саудовской Аравии, ее ключевым внешним партнерам и естественно, России от молодых королей?

- Я думаю, новое саудовское руководство унаследовало традиционное восприятие США как главного гаранта внутренней безопасности и защитника по вопросам национальной безопасности Саудовской Аравии. При этом по финансово-экономическим вопросам у Эр-Рияда с Вашингтоном могут возникать трения. В то же время, при безусловном приоритете отношениям с США, параллельно будет развиваться курс на диверсификацию политических и внешнеэкономических связей. Они постараются поддерживать добрые и достаточно широкие отношения с Китайской Народной Республикой и с Европой, но дифференцированно, поскольку ряд стран вызывают у Эр-Рияда политическую "аллергию". Стоит ожидать и консультаций с другими странами Персидского Залива в отношении региональных вопросов, и попыток восстановить единство Совета Сотрудничества государств Персидского залива, для чего нужно преодолеть нынешний кризис с Катаром. Что касается России, то с нами, я думаю, молодые короли Саудовской Аравии будут развивать отношения в дружественном ключе.

15490 просмотров