Вестник Кавказа

Ваагн Хачатрян: «Рецепт оппозиции – положить конец монополистам и кланово-олигархической системе»

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван
Ваагн Хачатрян: «Рецепт оппозиции – положить конец монополистам и кланово-олигархической системе»

Нагрянувший в 2009 году мировой экономический кризис не обошел и Армению. Страна завершила прошлый год с почти 15-процентным экономическим спадом, 5-процентной инфляцией, импорт и экспорт сократились соответственно на 30 и 40 процентов. Экономические итоги сложного 2009 года подводит представитель экономической комиссии оппозиционного Армянского национального конгресса Ваагн Хачатрян.

- Каковы, на ваш взгляд, экономические итоги 2009 года?

- Прошлый год был, наверное, самым плохим в экономическом смысле за всю историю независимой Армении. Среди стран СНГ наиболее тяжелая экономическая ситуация зарегистрирована в Армении. Это и двузначный показатель экономического спада, и огромный торговый дисбаланс, и сокращение экспорта и импорта, и соотношение налогов к ВВП, которое к концу года составило почти 16 процентов и прочее.

- Какие причины привели экономику страны к столь сложной ситуации?

- Несомненно, возникшие трудности были связаны с международным финансовым кризисом, однако и без него наша экономика шла к срыву. Происходящее сегодня по большей части стало результатом наших собственных ошибок. Нынешние проблемы - следствие сформированной еще в начале 2000-х олигархическо-клановой модели экономики. Кризис пустил свои ростки именно в то время. Известно, что подобная модель никогда не способствует развитию экономики, она лишь работает на обеспечение процветания определенной группы людей, что и произошло в Армении. Международный валютный фонд и Всемирный банк в своих отчетах подчеркивают, что развитию Армении препятствует наличие олигополий.
Кроме того, стоит обратить внимание и на структуру экономики. Как таковой экономики в Армении не было - в течение последних пяти лет она развивалась за счет строительства и частных трансфертов, объем которых в 2008 году достиг 1,6 млрд долларов, при том что госбюджет в то время составлял 3 млрд долларов. Согласно официальным данным, 85 процентов пересылаемых в Армению частных трансфертов, приходится на Россию.

- Насколько правительству удалось выполнить антикризисную программу и имела ли она какое-либо положительное воздействие?

- По сути программы нет, это просто мысли или задумки членов правительства. Так, в рамках этой программы правительство распределило денежные средства между разными фирмами, однако, на мой взгляд, так и не было проведено необходимого анализа и расчета. Непонятно почему выделили средства для продолжения строительства Северного проспекта в центре Еревана. Проспект до сих пор пустует, а мы продолжаем тратить предоставленные под высокие проценты международные кредиты на его строительство. Это неэффективно и более того бессмысленно. Противоречит законам экономики и повышение цен в условиях укрепления национальной валюты.

- В новое десятилетие Армения вступила с огромным, небывалым ранее, внешним долгом. Разделяете ли вы оптимизм министра финансов Тиграна Давтяна, заявившего, что этот показатель не достигнет критической отметки в 50 процентов от ВВП, а будет в пределах  46 процентов?

- Дело даже не в величине долга, а каким образом и за счет чего мы намерены вернуть этот долг. Если бы ВВП создавался за счет нашего производства, то здесь не было бы опасности: можно было бы вернуть долг в течение 5-10 лет. Чтобы выплатить долги, нужно что-то производить. Подобное поведение правительства, когда оно хорошо знает, что страна по сути ничего не производит, я бы назвал безответственным. Дефицит бюджета составляет 200 млрд драмов или порядка 700 млн долларов, причем почти половину - 95 млрд драмов - правительство намерено покрыть за счет полученных кредитов. Самое главное, что МВФ дал добро на эти действия правительства, мотивировав свое решение наличием сложной экономической ситуации. Я еще никогда не видел, чтобы МВФ кого-то поддерживал таким способом. Под этими действиями МВФ я вижу политическую подоплеку. Тоже самое я могу сказать и относительно российского кредита в 500 млн долларов, который не был предоставлен под реализацию конкретных программ. Думаю, что за этим шагом России скрывается ее стремление увеличить рычаги давления на руководство Армении для решения своих политических задач.

- Получается, что огромный долг может стать причиной ограничений суверенитета Армении?

- Несомненно, из-за долгов руководство Армении становится марионеткой в руках международных сил.

- Каким будет 2010 год? Продолжится ли экономический спад дольше 2011 года?

- Кризис в Армении продлится однозначно дольше 2011 года, так как экономические программы, которые представляет правительство - организация техноцентра в Гюмри, туристического центра в Джермуке, строительство автотранспортного коридора "Север- Юг" и железной дороги Иран-Армения - по сути, бессмысленные программы. Я не вижу никакой экономической выгоды. Скорее всего, заявления о реализации этих программ делаются для того, чтобы продемонстрировать населению усилия правительства по выходу из кризиса. В реальности же, ситуация становится все сложнее и сложнее, ибо уровень конкурентоспособности Армении крайне низок. Согласно индексу конкурентоспособности, который ежегодно рассчитывается после форума в Давосе, Армения занимает среди 180 стран всего лишь 125-е место. Думаю, что 2010 год станет таким же бесполезным, как и 2009-й, ведь государство думает лишь о благополучии олигархов.

- Какие меры вы бы предложили для преодоления создавшейся в экономике ситуации? Какая экономическая модель была бы эффективной?

- Дело не в экономических моделях, а в необходимости проведения глубоких системных изменений. У оппозиции один рецепт - конец монополистам и кланово-олигархической системе. Адам Смит говорил: "Несовместимо руководить и заниматься предпринимательством". Государство должно дать людям возможность свободно торговать и заниматься бизнесом. Оно должно установить правила игры и следить за их соблюдением, но не вмешиваться в экономические процессы. Экономика страны сегодня в таком состоянии, что ее реальный потенциал определить невозможно. При свободном режиме развития лишь через год-два можно будет сказать, на какую именно отрасль делать акценты.

26395 просмотров