Вестник Кавказа

В ДАГЕСТАНЕ РЕШЕН КАДРОВЫЙ ВОПРОС ГОДА

Нурмагомед Магомедов, Махачкала

Вопрос о назначении главного налоговика Дагестана решался полгода, причем как в самой республике, так и на федеральном уровне.
Решение вопроса сопровождалось скандалом с пикетированием здания республиканского Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) и почти детективной историей с якобы имевшим место похищением назначенца Москвы Владимира Радченко. Наконец, 18 мая главой УФНС по Дагестану был назначен бывший вице-премьер республики Николай Чичварин. Пока только на один год.

История началась еще в ноябре прошлого года, когда предыдущего руководителя управления Назима Апаева отправили в отставку с формулировкой «по собственному желанию». Апаев - представитель одной из крупных дагестанских народностей - лезгин. По сложившейся в республике с давних пор традиции пропорционального представительства во власти, освободившийся пост должен был занять представитель лезгинской национальности. Назывались и возможные кандидаты - мэр Дербента Феликс Казиахмедов, руководитель каспийского городского отдела УФНС Надыр Аллахкулиев и руководитель межрайонной налоговой инспекции Дербента и Дербентского района Рамазан Рамазанов. Считалось, что кандидатуру последнего одобрил президент республики.

Но в самом начале февраля руководитель ФНС России Михаил Мокрецов вдруг перевел в Дагестан из Карачаево-Черкесии «варяга» - Владимира Радченко. Казалось бы, в Махачкале решение Москвы должны были принять «без комментариев», но в республике разразился настоящий скандал, которому даже была придана «национальная окраска». Кроме того, в Дагестане настаивали, что руководитель службы должен назначаться из местных кадров по согласованию с руководством.

Еще по пути в Дагестан, Владимиру Радченко начали поступать угрозы о минировании здания управления. Когда же он прибыл к зданию УФНС по Дагестану, его встретил пикет. Перекрывшие движение по центральной улице города «представители лезгинской общественности» не пропускали Радченко в здание несколько дней. Когда он все-таки смог попасть в рабочий кабинет, начались и вовсе криминальные события. В здании УФНС двое неизвестных приставив пистолет к спине Радченко, вывели его из здания, угрожая убить, если сам не уедет из Дагестана, потом посадили в такси и, оставив его в машине в двух кварталах от УФНС, скрылись. Пикет с участием 500 человек повторился у здания УФНС через неделю, и вскоре Радченко вынужден был покинуть Дагестан.


Следственный отдел по Советскому району Махачкалы СУ СКП возбудил уголовное дело в связи с угрозами в адрес Владимира Радченко по двум статьям УК РФ - 119 (угроза убийством) и 126 (похищение человека). Радченко убежден, что за этим похищением стоит сын президента республики Гаджимурад Алиев, работающий в этом же управлении заместителем руководителя. А сам президент Муху Алиев считает, что похищение было инсценировкой…

Кандидатура Радченко не устраивала Муху Алиева с самого начала. Во-первых, назначение произошло в обход главы республики. Во-вторых, как пояснил Алиев, назначению Владимира Радченко посодействовали «некоторые московские дагестанцы», составляющие оппозицию дагестанскому президенту.

Дело в том, что в начале следующего года истекает первый срок Муху Алиева на посту президента, и в республике уже началась предвыборная гонка. Президентские амбиции прямо или косвенно выражают как местные, так и московские дагестанцы. Причем многие из них стараются заручиться поддержкой таких богатых и влиятельных дагестанцев, как сенатор-миллиардер Сулейман Керимов. В частности, о президентском кресле мечтает глава Кизлярского района, олимпийский чемпион Сагид Муртазалиев, прибывший в Махачкалу с группой аварцев во время коллизий с Радченко, чтобы «по просьбе из Москвы» обеспечить его охрану. Говорят, Муртазалиев договорился с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым об охране трубопровода, проходящего через территорию Дагестана. Из-за этого у экс-чемпиона возникли разногласия с наставником и бывшим соратником по так называемому северному альянсу (оппозиции бывшему руководителю республики Магомедали Магомедову) мэром Хасвюрта Сайгидпашой Умахановым, который демонстрирует лояльность Муху Алиеву.

О сложности отношений Муху Алиева и Сулеймана Керимова известно не первый год. Вначале глава республики считал бизнесмена одним из потенциальных инвесторов и «партнеров Дагестана по подъему республиканской экономики». Был подписан договор с "Нафта-Москвой", которой владеет Керимов, о вливании в экономику Дагестана 100 млн долларов. Позже у Алиева с Керимовым наметилось охлаждение во взаимоотношениях, и президент сделал ставку на братьев Исаевых, один из которых - крупный краснодарский бизнесмен, второй - соинвестор, депутат Народного собрания республики. Они с размахом начали строительство "Немецкой деревни" (элитного городка с яхт- и гольфклубами, собственной инфраструктурой и охраной) на берегу моря рядом с Махачкалой. Этот инвестпроект был широко разрекламирован в прессе, но забуксовал.

Еще перед выборами в Госдуму РФ пятого созыва имя Керимова, перешедшего весной 2007 года из фракции ЛДПР во фракцию "Единой России" эксперты называли в числе первых в партийном списке единороссов от Дагестана. Но осенью его в этом списке не оказалось. Тогда Керимов изъявил желание стать сенатором от Дагестана, вопреки желанию Алиева. Он занял место Атая Алиева (бывшего до сенаторства премьером республики), отказавшегося от своих полномочий представителя парламента республики в Совете Федерации досрочно (и, по слухам, за хорошие отступные).

Сам Муху Алиев публично отрицает существование между ним и Керимовым «неприязненных отношений» и заявляет, что всегда рад сотрудничеству с ним. «У меня нет данных, что Керимов находится в оппозиции к той политике, которую мы проводим. Он помогает республике, чем может», - говорит президент.

…В начале февраля, вскоре после описанных событий, Алиева принял в "Горках-9" Дмитрий Медведев. Официально сообщалось, что темой встречи были вопросы социально-экономического развития Дагестана, но в непротокольной части была обсуждена и ситуация с назначением главного налоговика республики. Муху Алиев изложил свое видение ситуации, заметив, что в вопрос назначения главы УФНС вмешивался министр обороны Сердюков, и, похоже, получил поддержку.
Вернувшись в Махачкалу глава республики изложил некоторые подробности назначения Радченко главным налоговиком и дал понять, что на этот пост будет назначен другой человек. Поскольку в СМИ активно муссировалась тема неприятия русского главы управления, руководство Дагестана нашло компромиссное решение - предложить на это место своего кандидата русской национальности. Им стал вице-премьер Дагестана Николай Чичварин. Приказ о его назначении по представлению Мокрецова 15 мая подписал министр финансов РФ Алексей Кудрин. Нет гарантии, что через год вопрос о том, кому быть руководителем, опять не встанет ребром, но, по крайней мере, на этот период он считается решенным.

19175 просмотров