Вестник Кавказа

Тенденции сетевой дипломатии

На прошлой неделе в Дурбане (ЮАР) прошел пятый саммит государств БРИКС. По итогам встречи обнародована Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. В декларации дана оценка текущей мировой политической и экономической ситуации, отражены общие подходы стран БРИКС по вопросам многостороннего сотрудничества. План действий конкретизирует работу БРИКС на предстоящий год, а также включает новые перспективные направления взаимодействия. В присутствии лидеров БРИКС подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере «зеленой экономики», софинансировании инфраструктурных проектов в Африке и Декларация о создании Делового совета БРИКС. Несмотря на громкие заявления и подписанный пакет документов, лидеры "большой пятерки" незападного мира не сумели выйти за рамки диалогового формата и сделать реальный шаг к реализации своей главной задачи — созданию "полноформатного механизма стратегического взаимодействия". По данным Ъ, попытка запустить в Дурбане Банк развития БРИКС, призванный подорвать мировое господство МВФ и Всемирного банка, окончилась неудачей. В связи c возникшими разногласиями участники форума были вынуждены признать: проект потребует дополнительной проработки.

Справедливости ради стоит сказать, что российские эксперты особых надежд на саммит не возлагали. «Тема саммита это БРИКС и африканский континент, -замечает председатель правления Национального комитета по исследованию БРИКС Вячеслав Никонов. - Впервые за время всех саммитов тема приземлена на проблемы, связанные с конкретным континентом…
Не секрет, что на Западе восприятие БРИКС довольно настороженное. Там часто можно услышать, что либо она реакционна, либо это нежелательный противовес Западу, либо в БРИКС входят слишком разные страны, которые переживают большие проблемы и тянут друг друга назад вместо того. Хотя, безусловно, в современном мире страны БРИКС выступают как локомотивы развития. И если мировая экономика и темпы развития самих стран БРИКС замедляются, это не потому, что у них что-то идет плохо, а потому что им приходится тащить все более тяжелый состав, в котором некоторые из вагонов очень здорово тормозят, в том числе, и страны, представляющие западную экономику».
Комментируя институционализацию БРИКС, Никонов сказал: «В настоящее время еще даже не понятно, как назвать это объединение. Это некий формат сотрудничества, формат, становящийся все более и более значимым в современном мире».
Говоря о Банке развития БРИКС, Никонов заявил: «Это будет процесс достаточно непростой, но принципиальные решения, насколько мне известно, приняты. И это будет банк, который не только будет обслуживать страны БРИКС, но и будет выступать в роли Банка реконструкции и развития типа ЕБРР или даже МВФ. Не исключено, что такой банк может оказывать помощь в ситуации, например, подобной кипрской, когда какие-то страны могут нуждаться в серьезной внешней помощи. Тем более что страны БРИКС – это именно те государства, у которых сейчас есть деньги, в отличие от западных стран, которые испытывают серьезные долговые проблемы».
Прогнозируя возможность расширения БРИКС, Никонов заметил, что «в настоящее время важнее углубление сотрудничества внутри БРИКС, хотя список кандидатов достаточно широк, и он продолжает расширяться. К тем странам, которые традиционно проявляли интерес к сотрудничеству с БРИКС, относятся Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция, недавно еще добавился Египет, президент которого заявил о том, что в какой-то отдаленной перспективе, если страна встанет на ноги, она тоже хотела бы присоединиться к клубу БРИКС».

«БРИКС – это неординарное образование на современной международной арене. Я не вижу какого-то другого объединения, которое бы развивалось в таком формате, - говорит директор Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов. - БРИКС во многом отвечает новой тенденции сетевой дипломатии. Новое образование активно вовлекает в свою орбиту не только государственные ведомства, общественные организации. БРИКС обращен к гражданскому обществу всех стран-членов пятерки. В этом есть огромное преимущество, но есть и недостатки. БРИКС развивается экстенсивно. Он вовлекает все более широкую тематику, все больше министерств, ведомств, общественных и научных организаций, он работает на фронте академическом, он работает на фронте парламентском. Саммиты сопровождаются предпринимательскими форумами».
Вопрос об институционализации, по мнению Давыдова, важно решить для того, чтобы определиться с моделью: «БРИКС должен решить задачу самоопределения. Он должен продемонстрировать миру новый тип международной организации, международного объединения. Если БРИКС не сможет найти адекватный ответ современным вызовам, произойдет дискредитация этой организации. Страны-члены, которые полны политической воли совершенствовать этот проект, не склонны терять темп… Сам мотив появления БРИКС связан с тем, что система глобального регулирования не учитывает интересы новых центров мировой экономики и мировой политики. БРИКС призван найти потерянное равновесие в современной международной системе. Нужно очень серьезно относиться к механизму БРИКС, к построению внутренней структуры БРИКС, системы отношений с другими акторами международных отношений».
13320 просмотров