Вестник Кавказа

Алексей Власов vs Грант Тер-Абрамян

Алексей Власов
«Основным потенциальным противником Армении являются не столько Азербайджан или Турция, сколько Россия» - это удивительное признание публициста Гранта Тер-Абрамяна, опубликованное на одном из популярных армянских сайтов http://lragir.am/russrc/comments11545.html, и побудило меня взяться за перо. Если оставить в стороне набившие оскомину рассуждения об «имперском синдроме» и обратиться к тому, как именно автор понимает новые геополитические реалии на Южном Кавказе, то становится очевидно, что уважаемый эксперт, претендуя на «новое» видение роли России в регионе, фактически повторяет с небольшими вариациями стереотипные высказывания, которыми были переполнены западные СМИ в памятные дни осени 2008 года, в тот момент, когда заговорили о возрождении «имперства», агрессивной внешней политике РФ, желании безраздельно властвовать на Южном Кавказе, а шире - на постсоветском пространстве.

За прошедший год, казалось бы, ситуация кардинальным образом изменилась, по крайней мере, предложения нового американского президента о системной перезагрузке отношений между Россией и Западом никто еще не отменял. Но тем более удивительно, что Тер-Абрамян продолжает мыслить «конфликтными» категориями, объявляя, что стратегическую угрозу Армении, прежде всего, представляют «движения» Российской Империи, которые, по мнению эксперта, еще в XIX веке привели к потере независимости Грузии и утрате надежд армян на государственный суверенитет.

Откровенно говоря, не возникает желания пускаться в исторический экскурс и пытаться восстановить справедливость. Достаточно ознакомиться с материалом учебника на уровне средней школы для того, чтобы понять, какова была истинная роль России в судьбе армянского народа и насколько прочными были те узы дружбы, скреплявшие русских и армян на протяжении столетий. Да и сейчас, несмотря на всю сложность геополитической обстановки на Южном Кавказе, российское руководство не раз подчеркивало всю важность партнерских отношений между двумя нашими странами.

Участие России в урегулировании армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений, с точки зрения автора, относится к попыткам «Империи» сохранить свою «зону влияния», едва ли не в сговоре с «большими» игроками. Но разве политика многовекторности, проводимая сегодня официальным Ереваном, это не есть в понимании Армении, нормальное желание получать бонусы и преференции, развивая отношения не только с Москвой, но и с другими центрами силы - Брюсселем и Вашингтоном? И ведь подавляющее большинство российских политиков, прекрасно понимая интересы Армении, не склонно находить свидетельства заговора против России во внешнеполитических стратегиях Еревана.

С другой стороны, возможно, что господин Тер-Абрамян относится к числу тех политиков и общественных деятелей Армении, среди которых вызвало столь бурную негативную реакцию предложение заместителя министра иностранных дел РФ Александра Яковенко о возможности в некоторых странах СНГ придать русскому языку статус государственного. См. http://www.1news.az/analytics/20091124053400787.html

В конечном счете, многие вещи могут вызывать серьезные вопросы и сомнения, в том числе, на уровне двухсторонних отношений, но это не повод для того, чтобы разом перечеркивать (даже в плоскости экспертных рассуждений) ту реальную роль, которую Россия играет в геополитике и геоэкономике Южного Кавказа. И как всегда, наверное, нет смысла представлять эту роль только в черном или только белом цвете. Во всем необходим более взвешенный и реалистичный подход. Времена меняются, но все же должны сохраниться непреходящие ценности, к числу которых относится стремление и желание выстраивать равноправный, эффективный и взаимовыгодный диалог с теми государствами, которые по-настоящему стремятся быть друзьями России.
20955 просмотров