Вестник Кавказа

Из мэрского кресла в московский следственный изолятор


Один из аксакалов кавказской политики, казалось бы "непотопляемый" мэр Махачкалы Саид Амиров сидит в московской тюрьме и ждет официального обвинения. Еще неделю назад такой сценарий казался немыслимым, но сегодня это действительность. Несмотря на разные слухи о усложняющемся положении махачкалинского головы, мало кто мог представить, что 1 июня, в то время как большое руководство республики присутствует в Каспийске на открытии нового стадиона "Анжи-Арены", в центре Махачкалы на площадь сядет военный вертолет для вывоза мэра и дальнейшего этапирования в Москву.

В отношении Саида Амирова Следственный комитет России возбудил уголовное дело по подозрению в организации убийства в 2011 году и.о. руководителя следственного отдела СК России по Советскому району города Махачкалы Арсена Гаджибекова. Басманный суд Москвы по ходатайству следствия арестовал махачкалинского руководителя пока на два месяца до 1 августа этого года.

В самом Дагестане такой поворот событий в судьбе мэра восприняли далеко так не однозначно. Так, председатель Народного собрания (парламента) Дагестана Хизри Шихсаидов (соратник нынешнего и.о. президента Дагестана Рамазана Абдулатипова), считает, что арест Саида Амирова был проведен в рамках закона. Он подчеркнул, что правоохранительные органы не сообщали руководству республики о готовящейся операции и воспринимает арест мэра Махачкалы одним из шагов руководства страны по наведению порядка в республике.

Напротив, первый заместитель главы города Баганд Магомедов, назначенный временно исполняющим обязанности мэра Махачкалы, выразил уверенность, что операция по задержанию Саида Амирова, обыски в его доме и на рабочем месте прошли с нарушением закона. Более того, он назвал циничной саму форму проведения операции. "Заходят в масках человек сорок беспардонно в дом, в обуви. Нахальным образом, не предъявив ни санкций, ни ордера, он был препровожден в центр, в Москву", - пояснил свою точку зрения и.о. мэра Махачкалы. По его словам, процессуальное оформление задержания осуществлялось уже после всех действий полиции.

В защиту Амира Саидова, который занимал свою должность с далекого уже 1998 года, в Махачкале прошел митинг горожан и собрание депутатов парламента. Руководитель пресс-службы администрации Махачкалы Муртазали Муртазалиев заявил, что судебное решение об аресте махачкалинского мэра будет опротестовано. "Мы твердо уверены, что Саид Амиров ни в чем не виноват", - сказал глава пресс-службы, приводит его слова РИА Новости. Муртазали Муртазалиев выразил уверенность, что все обстоятельства произошедшего будут выяснены и невиновность Амирова будет доказана.

Однако в целом, обстановка в столице Дагестана на протяжении выходных дней оставалась спокойной, каких-либо усиленных нарядов полиции на центральной площади Махачкалы и перед зданием мэрии не наблюдалось.

После ареста и этапирования в Москву мэра Махачкалы Саида Амирова вместе с ним в российскую столицу правоохранительные органы переправили и других задержанных: экс-помощника прокурора Кизляра Магомеда Абдулгалимова, его охранников Мурада Алиева и Абдулмажида Ахмедова, следователя СО МВД Дагестана по Кировскому району Махачкалы Магомеда Ахмедова.

В Москву также привезли племянника Амирова, заммэра дагестанского Каспийска Юсупа Джапарова и предполагаемого лидера группы боевиков Сиражудина Гучучалиева. Именно с ареста племянника, задержанного еще 31 мая, и начался раскручиваться дагестанский триллер.

Имена нескольких других задержанных, проходящих по делу высокопоставленных чиновников, в интересах дела не разглашаются. Следственные органы не исключают, что они могут пойти на сделку со следствием. Этапирование же в Москву объясняется тем, что в Дагестане на следствие могло бы оказываться большое давление и некие силы могли бы вполне организовать "вызволение" высокопоставленных задержанных.

Как ранее писал "Вестник Кавказа", мэр Махачкалы Саид Амиров известен не только как жесткий и волевой градоначальник, но и как один из влиятельных политиков на Северном Кавказе. Сыграл ли он главную роль в 1990-2000-х или ему еще предстоит ее сыграть? На этот вопрос пока нет однозначного ответа. Но, вне всякого сомнения, он как неформальный лидер повлиял на ход новейшей истории Дагестана и в целом России.

Родом Саид Амиров из небольшого даргинского села Джанга-Махи Левашинского района в центральном Дагестане. Это густонаселенный предгорный район с множеством крупных сел, где большинство составляют даргинцы, но встречаются и аварские села. Многие дагестанские политики, чиновники и бизнесмены - выходцы из Левашинского района, в том числе и предыдущий руководитель республики Магомедсалам Магомедов.

Сам Амиров с начала 1970-х работал в системе потребкооперации Дагестана и за 20 лет продвинулся по карьерной лестнице от рабочего до председателя правления. С 1991 года был зампредом правительства Дагестана, а 1998 году на всеобщих выборах главы Махачкалы получил более 70% голосов.

В постсоветский период в Дагестане еще никогда всенародно не выбирали главу республики. Самым массовым народным волеизъявлением стали выборы мэра столицы республики. Избирательная кампания тогда проходила в жесткой конкурентной борьбе, с публичными выступлениями и массовыми акциями. Амирова поддержали представители разных этнических общин Махачкалы, но его влияние не ограничивалось столицей. Многие главы муниципальных образований были сторонниками Амирова. Он объединил руководителей других муниципалитетов в Союз местных властей, который позже был переоформлен в Совет муниципальных образований и вошел в Конгресс муниципальных образований РФ. Общественных организаций в Дагестане тысячи, но этот Совет до сих пор остается наиболее влиятельной неформальной структурой.

Чтобы понять ее значимость, нужно иметь представление о политическом устройстве республики. Своеобразными ветвями власти в Дагестане остаются не правительство, парламент и суды, а правящие кланы. Таких "ветвей власти" в республике не три, а гораздо больше.

Именно Союз местных властей в 1990-е поддерживал хрупкое равновесие между элитами, кланами, между советской номенклатурой и новыми национальными лидерами. С ними были вынуждены считаться и республиканское руководство, и федеральный центр. Политический союз муниципалов выполнял функцию сдержек и противовесов, но эта миссия Амирова не всем нравилась - за 10 лет он пережил около полутора десятка покушений.

С арестом мэра Махачкалы в Дагестане может произойти новый передел власти внутри политических элит Дагестана, насколько спокойным и бескровным он станет, покажет самое ближайшее время. Похоже, что Рамазан Абдулатипов начал серьезнейшую борьбу за будущее Дагестана, получив полную и безграничную поддержку федерального центра. Осенние выборы главы республики продемонстрируют эффективность предпринятых шагов.
19875 просмотров