Вестник Кавказа

Порция оптимизма на переговорах по Нагорному Карабаху

Эльмира Таривердиева, Баку
После нерезультативной встречи президентов Азербайджана и Армении в начале октября в Кишиневе и не самой дружественной риторики с обеих сторон накануне встречи в Мюнхене, заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Афинах внесло некоторую порцию оптимизма в переговоры по Нагорному Карабаху. Было и совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту, и призывы мировой политической элиты к его скорейшему разрешению, и обещания активизировать процесс переговоров и сделать все для продолжения положительной динамики от глав МИД Азербайджана и Армении и сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Это дает повод для надежды, что процесс переговоров не остановится на стадии перманентных и безрезультатных встреч сторон в течение еще нескольких лет.

Главный вопрос в том, какие именно компромиссы могут переломить ход обсуждений по Нагорному Карабаху. Камнем преткновения для сторон конфликта стали «мадридские принципы», предложенные сторонам 29 ноября 2007 года Минской группой, вернее, даже не сам документ, а те проблемы между сторонами, которые отражены в нем, главными из которых остается статус Нагорного Карабаха и вывод армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий.

Но если вопрос статуса Нагорного Карабаха трудноразрешим, то вопрос вывода армянских войск из большинства районов буферной зоны, кажется, близок к разрешению. Он, наверное, мог бы решиться и раньше, если бы не случилось исторического документа между Турцией и Арменией. Именно после подписания протоколов о нормализации отношений с Анкарой армянская сторона, по словам главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова, "вдруг начала обсуждать вопросы, которые были согласованы еще два-три года назад", что привело к отсутствию конструктивизма на встрече президентов в Кишиневе.

По мнению министра, подобные действия армянской стороны были связаны именно с турецко-армянским сближением. Действительно, по словам близкого к переговорам дипломатического источника, в какой-то момент армянская сторона отказалась обсуждать отдельные пункты мадридского документа и предложила рассматривать вопросы вывода армянских войск и референдума о статусе Нагорного Карабаха в одном пакете.

Однако сейчас Турция затягивает ратификацию протоколов в парламенте, настаивая на том, что не откроет границы с Арменией, пока не сдвинется с мертвой точки процесс переговоров по Нагорному Карабаху. Да и интересы Запада перестали после августа 2008 года ограничиваться только Тбилиси. Теперь США и Европа всеми силами пытаются наладить тесные партнерские отношения как с Азербайджаном, так и с Арменией. Необходимость деоккупации семи районов Азербайджана, как и территориальная целостность страны никогда не вызывала вопросов у мирового сообщества. Сейчас, когда и ЕС и США и Россия поставили целью стабилизацию Южного Кавказа, первый шаг к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта может стать дополнительным козырем в борьбе за партнерство со странами региона.

Еще одним поводом для разочарования Еревана стало то, что после заявления Ильхама Алиева о возможности военного решения затянувшегося территориального спора никаких официальных комментариев со стороны России не последовало. И тут возникает вопрос, а не повторится ли сценарий армяно-азербайджанской войны начала 1990-х годов и будет ли влияние России на эту войну решающим теперь? Похоже, что нет. Вхождение Армении в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не гарантирует, что члены организации придут на выручку Еревану в случае военного вторжения Азербайджана в Нагорный Карабах. Юридически, ОДКБ просто не имеет на это права, ведь Нагорный Карабах де-юре часть Азербайджана. А войну члену ОДКБ - Армении, за которую могли бы вступиться остальные страны-члены организации Баку объявлять не собирается.

Между тем речь пока не идет о проблеме статуса Нагорного Карабаха. Изначально именно вопрос статуса был самым проблемным для обеих сторон конфликта и вряд ли наблюдатели, медиаторы или стороны конфликта сейчас видят возможный вариант его решения. Азербайджан, готов предоставить высокую степень автономии Карабаху в составе Азербайджана. Армения же настаивает на проведение референдума по этому вопросу. Нагорному Карабаху на этом этапе будет предоставлен переходный статус, что подразумевает сохранение де-факто независимости республики. Окончательно же вопрос о статусе Нагорного Карабаха, согласно мадридскому соглашению, предложено решить на референдуме с участием азербайджанских беженцев, живших на этих территориях до войны, что уравновесит шансы Азербайджана на оставление территорий за собой.
23300 просмотров