Вестник Кавказа

Сыны Чечни - 2


Мальчиков всегда напутствовали дружить с наукой. В XIX веке один из крупнейших кавказоведов барон Пётр Услар отмечал, что по степени грамотности Чечня обгоняет многие края России. Тогда в каждом селе были учебные заведения, где обучали не только заповедям Корана, но и языкам, чеченской этике и нравственности. В древности считали, что нравственные качества необходимо формировать с детства, наряду с религиозностью, образованием.

«Со времен зарождения классической философии ум стал считаться важнейшим инструментом прогресса человечества. Недаром появился и лозунг «знание – сила», что практически означает, что ум представляется двигателем цивилизации. Органом же выработки ума с конца ХIХ века наука признала мозг. Исходя из этого постулата, стали даже определять стадии развития человека по объему мозга. Но оказалось, что в эволюции мозга завершающая стадия принадлежит не вообще уму, а нравственности, и это замечено в народе задолго до научного открытия. Сегодня мы можем говорить, что определения человека - «прямоходящий», «разумный» - не отвечают реалиям, так как человек становится человеком, только тогда, когда он становится «этичным». Эта константа долгое время была отправлена в «запасники» человеческой памяти, что и привело род человеческий к нынешней деградации. Между тем, у народов мира это было, есть, но официальная наука смотрела на это свысока», - отмечает чеченский этнограф Сайд-Магомед Хасиев.

Процесс нравственного воспитания детей всегда строился на фундаменте взаимосвязи социальной и духовной жизни человека, учитывал их индивидуальные и возрастные особенности, был направлен на развитие самостоятельности, сознательности и общественной активности, на выработку гуманного поведения. «В среде вайнахов никогда не было принято, чтобы отец хвалил своего сына. Это было неэтично, мужчина не позволял себе хвалиться перед людьми. Хоть он и твой сын, но в то же время он сам должен делать себе имя. Забавно, когда читаешь газеты или телевизор смотришь, когда кто-то говорит что у меня, мол, столько детей, мой сын работает там то – это считается некрасивым. У нашего народа сын или дочь – это личности и их старались так воспитывать, чтобы они сами себя создавали. Дети должны, конечно, гордиться своим отцом, но они не должны на него работать, наоборот делая сами себя, своими добрыми делами они должны были повторить то доброе и то благородное что создали их отец или мать», - подчеркивает Нашхоев.

Поздней осенью и зимой, когда свободного времени бывало больше, в чеченских семьях было принято собираться дома вокруг очага. Люди старшего возраста рассказывали о прошлом своих предков и историю народа, вспоминали героические дела дедов, исторические сказания, легенды, рассказывали собравшейся молодежи сказки, разные легенды и притчи, загадывали загадки, знакомили с пословицами и поговорками. Безусловно, такие вечера оказывали положительное нравственное влияние в условиях, когда не было каких-либо общеобразовательных школ, радио и телевидения. Представители пожилого поколения нынешней Чечни говорят, что национальная этнопедагогика, имеет свое преимущество перед государственной педагогикой, перед официозной системой воспитания. Некоторые с сожалением вспоминают, когда национальная этнопедагогика была забыта, в школах дети должны были неукоснительно подчинятся и слушаться, или становиться в угол. В древности же согласно обычному праву чеченцев, если мальчику исполнялось пятнадцать лет, он уже имел право задавать вопросы и отвечать на них. Это право юноши могли реализовывать в ходе знаменитых вайнахских народных собраний по важным общественным вопросам.

Сегодня в республике пропагандируют национальные обычаи и традиции, изучают обычное право чеченцев. В обществе все чаще звучит недовольство тем, что эти традиции пытаются нарушить и навязывают то советский образ жизни, то арабский, пакистанский или турецкий. Старшее поколение призывает не разрушать вековые традиции и напоминает, что вайнахи благодаря ним выживали в тяжелейших ссылках в Казахстане, в Кыргистане, в Узбекестане, в Вологде и других местах. «Наша культура еще существует, но уже не в нашей жизни, а в нашей памяти. Нам нужно вернуть ее в нашу жизнь. Наши отцы сознавали, что чеченцев можно назвать этносом, который родил философию человеколюбия», - говорят представители интеллигенции.

Согласно научным источникам когда-то на воспитание чеченцам люди отдавали своих сыновей, в то время это практиковалось у народов Кавказа. Об этом же рассказывается в поэме А.Пушкина «Тазит». Писатель Руслан Закриев считает, что великий русский поэт всей силой своего гения показал, что смелость, мужество, военная удаль, - это только поверхностная, видимая часть менталитета чеченцев, на самом деле сущностью их натуры является благородство. «Адыгейский князь отдал чеченцам на воспитание своего сына, заметьте. В общем, лояльные империи или точнее вынужденные быть лояльными, князья отдают на воспитание чеченцам, изображаемым в конъюнктурной прессе зверьми, ничего человеческого не имеющими, сыновей, интересно чему же научат чеченцы Тазита? Сделают разбойником, людоедом; нет! Пушкин камня на камне не оставляет от пропаганды того времени. Чеченцы воспитают Тазита благородным человеком, и это будет благородством высшей пробы, которое не может понять князь Гасуб, но понятно и близко любому чеченцу. Они научат его благородству, которое так прекрасно понял Пушкин, потому что сам был истинно благородным человеком, ибо нет благородства русского или чеченского, это категория - атрибут элиты и благородство может понять только тот, кто сам является благородным. И это блестяще, с гениальной прозорливостью показал Пушкин в своей поэме».
19280 просмотров