Вестник Кавказа

«Мои лучшие подруги из Абхазии и Южной Осетии»

Сергей Рекеда
Нино Квернадзе переехала из Грузии в Россию 10 лет назад, с 2007 года учится в Волгоградском медицинском университете, с любовью и уважением относится к России и русским, планирует вернуться на родину и работать по специальности. История Нино отнюдь не единична, и это доказывает, что сложности нынешних российско-грузинских отношений - явление абсолютно политическое и не затрагивает на глубинном уровне общественный диалог двух стран.
 
- Нино, почему вы решил учиться в Волгограде?
 
- Я с детства хотела стать врачом. Моя мама сама желала стать врачом, поэтому приложила все силы, чтобы ее дочь выбрала эту профессию. А Волгоградский медицинский университет очень хороший. Я очень рада, что там учусь и уже заканчиваю.
 
- Вы знакомы с представлениями ваших соотечественников о российском образовании?
 
- Мнение очень положительное. Еще с советских времен, когда мы были одной страной, сформировалось мнение, что в России хорошее образование. Все равно лучше, когда за границей получаешь образование. Я собираюсь потом вернуться в Грузию, и, думаю, будет престижно, что я в России получила образование. 
 
- То есть это достаточно распространенное явление в Грузии, когда уезжают за границу получать образование?
 
- По отношению к России нет. Сами понимаете, что межгосударственные отношения сейчас такие, что не каждый желающий может приехать в Россию, закончить вуз и уехать обратно. А если говорить в целом, то явление достаточно распространенное. Многие стараются заканчивать вузы за границей, а потом там работать.
 
- Куда чаще ездят за высшим образованием грузинские выпускники?
 
- В Россию ездят меньше, чем во все остальные страны - визы сейчас не выдаются. Если мои родственники захотят ко мне приехать, то не смогут. Нам повезло, что мы до 2008 года сюда попали, а теперь даже при очень большом желании это невозможно сделать. До 2008 года было можно приехать, если тебе присылают приглашение, а сейчас это приглашение должно быть только от самого близкого родственника, то есть, например, можно пригласить маму, брата или мужа. Бабушке, дяде, двоюродному дяде уже приглашение не поможет.
При этом у меня никаких сложностей после 2008 года во время пребывания в России не возникало. Я очень люблю русский народ. Я здесь живу 10 лет и не помню каких-то проблемных случаев. Когда говорят плохое о России – я всегда за русских, я всегда говорю, что это очень доброжелательная страна и любой на их месте поступал бы совсем по-другому.
 
- Как вы узнали о событиях августа 2008 года?
 
- Я езжу в Грузию каждое лето, потому что у меня там родственники. Во время августовских событий я была как раз в дороге и нам милиционеры сказали, что началась война. Первой мыслью было, что они по привычке врут. А потом, когда я позвонила домой, мне сказали, что это правда. Было очень страшно, потому что, какие бы страны ни воевали, это все равно страшно. Когда твоя страна воюет – это не передать словами.

- То, что вы живете в России, стало восприниматься в Грузии негативно?
 
- Никакой вражды, честное слово. Если не брать людей (хоть русского, хоть грузина), связанных с политикой. А так у меня в группе лучшие подруги – девушка с Абхазии и девушка из Южной Осетии. Мы друг с другом о политике не разговариваем, потому что проблемы все равно не решим - только переругаемся и все. Мы просто дружим и не собираемся расставаться после учебы. И семьями дружим – никаких проблем нет. Главное, чтобы не умирали люди, независимо от того грузины это, русские, осетины или абхазы. Это очень тяжело. Из-за какого-то клочка земли столько людей терять. Мне кажется, оно того не стоит.
 
- Где бы вы хотели строить свою дальнейшую карьеру?
 
- Мне бы хотелось закончить здесь интернатуру, затем получить возможность уехать в Германию, потому что там для обучения очень хорошие возможности. Закончить там образование, а потом уже вернуться домой в Грузию. Потому что у меня в семье так: «Домой ты поедешь обязательно». Это Грузия, я там родилась и выросла, все родственники там и, конечно, свой путь я планирую закончить в Грузии. Наш переезд был вынужденным, потому что 10 лет назад в Грузии было очень тяжело: не было работы, не было денег, к тому же у каждой семьи есть свои обстоятельства. Поэтому папа нас привез сюда, он здесь работал. 
Сейчас же становится намного лучше, потому что есть вода, газ, свет, строятся дороги, есть хоть какие-то рабочие места, мои родственники уже не жалуются, что не могут работать. То есть такие изменения в лучшую сторону есть. Конечно, и плохое есть. Но плохое и хорошее всегда вместе.
 
- Часто ли уехавшие из Грузии возвращаются на родину?
 
- Если человек хорошо обосновывается и хорошо живет, то остается. Но все равно, я думаю, человек вернется туда, где у него есть родственники, потому что одному в чужом городе жить тяжело. Пока человек молодой, он не чувствует привязанность к дому, а потом все равно все вернутся.
 
- Последний вопрос в преддверии Дня Победы: для вас лично имеет значение 9 мая?
 
- Это для меня очень важный праздник. У меня дедушка воевал, который вернулся после ранения, я его очень хорошо помню, он умер только в 90 лет. Дедушка очень долго с нами жил, я многое знаю с его слов. Помню, как он каждое 9 мая одевался, наряжался, брал нас с собой. Его медали до сих пор у нас дома, в шкафу. Мы их сохраняем, чистим. Это для меня очень важно, для моего отца это очень важно и, наверное, моим детям это тоже будет важно. Нельзя забывать этот праздник, потому что мы здесь живем благодаря их мужеству. Это великий праздник.
20415 просмотров