Вестник Кавказа

Примут ли закон о резиновых квартирах

"Закон о резиновых квартирах", рассматриваемый Государственной думой, вызвал оживленную дискуссию в российском обществе. 

Комментируя тему Кавказа и регистрации в интервью "Вестнику Кавказа", экс-замдиректора Федеральной миграционной службы (ФМС) России, президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин заявил, что закон не направлен на ограничение приезда жителей северокавказских республик в Москву. "Это неконституционно, незаконно, это вообще не укладывается ни в какие рамки. Это наши граждане. Хорошо, а если житель северокавказской республики – русский? Значит, его тоже не пускать? Так мы вообще до бреда дойдем. Не как это ограничить, а что делать с теми республиками – Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовская область? Там-то как мы ограничим? Туда, что ли, тоже ограничить? Нет, мне кажется, это совершенно неправильно. Это было бы неправильно, даже если бы такую цель поставили. Ну и, во-вторых, я не вижу, чтобы эта цель была поставлена", - подчеркнул эксперт.

По его мнению, отток русскоязычного населения с Кавказа очевиден, но отъезд не связан с теми или иными выборами: "Придет один клан или другой – вряд ли там будет русский руководителем той или иной республики. Это очевидно совершенно. Поэтому, с моей точки зрения, это не остановит процесс отъезда русских. И так существуют уже две республики моноэтнические. Это никуда не годится. Это вопрос даже не к выборам, это вопрос функционирования государственных органов власти. Как допускается такая ситуация? То есть мы не можем защитить русскоязычное население, русских, в республиках Северного Кавказа".

Критикуя закон «о резиновых квартирах», Поставнин заявил: Директор ФМС сказал, что им известно доподлинно 6452 квартиры, то есть известны их адреса и прочее. Возникает вопрос, зачем нужен закон о борьбе с «резиновыми» квартирами, если все эти квартиры прекрасно известны? У нас есть много других законов, которые позволяют с ними бороться. Если они не зарегистрированы, это незаконная предпринимательская деятельность. Если там люди живут по поддельным документам, то это подделка использования подложных документов. Это все уголовные статьи. Из-за 6400 квартир мы взбудоражили всю страну. Однако известно, что без ведома МВД и ФМС ни одна «резиновая» квартира не существовала бы, мимо участкового не проскочит ни один нелегальный мигрант».

«Прописка отменена в 1993 году, закон РФ декларировал, что регистрация будет уведомительная, - напоминает член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Скотников. - На деле она, конечно, была квазиуведомительной, потому что все равно для россиянина требуется подача документов при регистрации о наличии жилого помещения, о праве им пользования и так далее. То есть нельзя просто так написать в ФМС: «Зарегистрируйте меня там-то и я буду проживать». Обязательно надо еще представить документы, согласно жилищному законодательству.
Законопроект, который внес президент в Государственную Думу, нас отбрасывает на 20 лет назад. То есть то, от чего мы отходили, теперь пытаются вернуть. Например, такие статьи закона как понятие «местожительства» теперь будут связаны именно с регистрацией по месту жительства. Если, например, в Гражданском кодексе и в законе «О свободе передвижения» местожительства определялось как место, где человек постоянно либо преимущественно проживает, и на этом точка, то теперь еще внесена поправка «и зарегистрирован по этому месту жительства». А если человек по каким-то причинам не может зарегистрироваться? Люди никуда не исчезнут, они все равно будут проживать там, где им удобно. Только теперь появятся репрессии относительно этих людей. Зачем? Чем это оправдано, какими конституционными целями? Не понятно».

«Для меня этот проект закона по вредоносности стоит вторым после закона «Димы Яковлева», - говорит правозащитник и общественный деятель Лидия Графова. - Он настолько же тлетворен для общества. Идет очень мощная антимиграционная волна. Это вредно, очень непрофессионально, очень страшно вообще для будущего России. У нас взращивается фашизм за счет миграции, за счет ненависти к мигрантам, и проталкивают совершенно убогий, неисполнимый проект. Вроде бы власть заботится о настроениях коренных россиян, но он, прежде всего, против россиян. Зарубежная, внешняя миграция может прекратиться просто потому, что у людей есть выбор, они могут куда-то поехать, и та недоброжелательность, которая есть в России, скоро отпугнет многих людей. А внутренняя миграция в России очень сильна. Закон предусматривает фантастические штрафы. У кого рука поднялась писать про штрафы в 200 тысяч, 500 тысяч? Это ведь разорит человека на всю его оставшуюся жизнь. Депутаты получают зарплаты в 200 тысяч и им кажется мало.
Коррупционная составляющая просто безбрежна, потому что какие-то адреса реально будут очень дорого продаваться. Наконец, самое омерзительное для нравственной порчи общества – пойдут доносы. Уже начались облавы по домам. Но есть надежда, что сейчас люди немножко очнулись. 15 марта должно было быть второе чтение, его не было».

Как заявила «Вестнику Кавказа» член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Людмила Жирова, «ввели новую редакцию Закона о свободе передвижения, вводится понятие «фиктивная регистрация». Слово «фиктивная» употребляется к регистрации, которая произведена не по тому месту, где человек проживает, а по какому-то другому адресу. Термин «фиктивность» применим к действиям, которые произведены по поддельным документам – допустим, по чужому паспорту, по поддельным документам о приезде, по подложным документам. В данном случае, если человек не проживает по месту своей регистрации, это не означает, что она фиктивная. Она произведена по его документам, должностным лицом, проверено все, проверены документы хозяина квартиры. Речь не идет о том, что он должен обязательно проживать в этом месте. Но, что касается иностранцев, для них важно указать их местонахождение. Он может зарегистрировать себя и свою семью в одном месте, проживать по договору у своих знакомых. Главное, чтобы с ним была связь. Этой связью может быть как телефон, так и e-mail.
Этот термин попросту не годится для этого закона, поскольку он не соответствует сути того, что там написано. Местом жительства пытаются установить именно квартиру, местом постоянного проживания – квартиру, хотя квартира – это всего-навсего адрес проживания в месте жительства, а место жительства – это Россия, регион и город. А адрес в месте жительства – это конкретное жилое помещение, которое может меняться в течение года, через год, в зависимости от условий договора, составляемого с арендодателем. Не у всех есть метраж, семья живет и теснится, но почему-то они должны указывать другой адрес, регистрироваться по другому адресу, где есть метраж. Лучше указать ту квартиру, где он проживает. Только тогда она становится фиктивной, когда он указывает метры, где он мог бы зарегистрироваться, а не место, где он проживает. Я считаю, абсурд».
21550 просмотров