Вестник Кавказа

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ТЕСТОВ НЕ БОЯТСЯ

Евгений Кришталёв
Вот уже несколько лет в Азербайджане учебный год стартует с 15 сентября. Причиной тому не попытка выделиться или изменить прежнюю советскую систему образования, а банальная августовская жара, поразившая страну в 2004 году. В спешном порядке были оформлены решения, перенесшие учебный год с 1-го сентября на 15-е.

Спустя пять лет двухнедельное запаздывание начала учебного года обнажило некоторые проблемы, казавшиеся тогда несущественными, и дело не только в сдвинувшихся каникулах. Сжатие учебной программы привело к тому, что успеваемость в школах несколько снизилась. Об этом косвенно можно судить и по слабым результатам тестовых экзаменов по приему в вузы, проводящихся в Азербайджане с 1992 года. Попытка ввести в школе пятидневку привела в свою очередь к уплотнению графика уроков, что также негативно отражается на состоянии учеников. Сегодня все чаще можно услышать разговоры о необходимости введения шестидневной учебной недели, что позволит разгрузить рабочий день и детей, и учителей. На деле же получится откат к прежним формам обучения.

В нынешнем году в Министерстве образования ожидают увеличения числа первоклассников и связывают это с ростом рождаемости в стране. Население Азербайджана стремительно приближается к 9 миллионам. По предварительным данным, в первый класс пойдет около 120 тысяч юных азербайджанцев, что на пару-тройку тысяч больше, чем годами ранее. В предпочтениях родителей, прежде всего, в столице остается русский сектор. Из нескольких тысяч школ по всему Азербайджану сохраняется более 300 русскоязычных, большая часть из которых располагается в Баку.

Сохранение русских школ отличительная особенность азербайджанского образования. Ни в одной стране Южного Кавказа нет ничего похожего. Конечно, раньше русских школ было еще больше, и их число неуклонно снижается, но в этом процессе нет никакой кампанейщины, это естественная тенденция. Азербайджанское общество формируется на основе азербайджанского языка, который проникает во все сферы общества, даже те, где в советское время неизменно доминировал русский.

В последние годы число первоклассников, которых родители определяют в классы с русским сектором обучения, стало расти. По данным Минобразования примерно 6% детей будут учиться на русском языке в школах страны.

Российское правительство регулярно поставляло учебники для русскоязычных школ Азербайджана. Однако принятие Минобром Азербайджана новых программ привело к тому, что российские учебники теперь могут использоваться как вспомогательные источники. Азербайджан наладил самостоятельное производство учебников, в том числе, и для русского сектора.

В вузах Азербайджана также сохраняется русский сектор, но здесь гораздо интереснее поговорить про систему приема. Единый госэкзамен (ЕГЭ), набивший оскомину у российских комментаторов, уже 18 лет проводится в Азербайджане. Правда, здесь он не совмещен с выпуском школ. Сдав тестовые экзамены по окончании школы, азербайджанские школьники получают шанс стать абитуриентами. Их делят на несколько групп по предпочтениям специальностей и выбранных вузов. И затем уже по группам проводят тестирование. Самых успешных зачисляют в высшие учебные заведения на бесплатной основе.

В этом году плановые места в вузах Азербайджана заполнены на 98,17%. Впервые за 17 лет с момента внедрения системы тестовых вступительных экзаменов плановые места заполнены почти на 100%. На 29 030 мест в вузы поступило 28 498 абитуриентов.
Из них только 14,8% абитуриентов набрали 500-700 баллов, 55,4% - 300-500 баллов, 24,3% - 200-300 баллов, остальные ниже 200 баллов.

Российский опыт во многом вобрал в себя азербайджанскую практику, отличаясь только в одном – совмещении выпускных и вступительных экзамена. Конечно, и в Азербайджане были и остаются противники тестовой системы, но, несомненно, коррупционную волну, преследовавшую азербайджанское образование при вступительных экзаменах удалось сбить.

В первые годы введения тестов в Азербайджане раздавалось чрезвычайно много критических замечаний. Постепенно система корректировалась и видоизменялась. Сегодня это отлаженный механизм, который изначально находился не введении Министерства образования, а в руках специально созданной Госкомиссии по приему студентов, самостоятельной и независимой от Минобра. Насколько такая система может прижиться в большой России, сказать сложно, но в том, что в ней есть много позитива, говорит азербайджанский опыт. Потребуется время для отлаживания механизма и, возможно, стоит подумать о разведении непосредственно выпускных и вступительных экзаменов.
21315 просмотров