Вестник Кавказа

Таможенный союз - ядро интеграции

18 октября на заседании глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге был подписан договор о зоне свободной торговли, работа над которым шла долгие годы. Через несколько дней в Москве был организован видеомост, к ходе которого эксперты высказали свое мнение о том, что означает этот договор для будущего стран СНГ, как он будет работать и каковы перспективы более глубокой интеграции на постсоветском пространстве.

Сергей Глазьев, ответственный секретарь комиссии Таможенного союза, заместитель генсека ЕврАзЭС
К этому событию мы шли очень долго, с 1992 года. С момента распада Советского Союза на повестке дня наших интеграционных процессов стояло подписание многостороннего соглашения о свободной торговле, которое (после того как оно было подписано на этой неделе в Петербурге) заменит систему двусторонних соглашений о свободной торговле, на основании которых у нас шла взаимная торговля все эти двадцать лет. С точки зрения содержательной мы фиксируем тот режим, который создан. У нас во взаимной торговле не применяются импортные пошлины и количественные ограничения, за исключением изъятий, которые в каждом двустороннем соглашении прописаны. Мы их заменяем на многостороннюю систему, которая более устойчива, более понятна и с которой удобнее работать. По существу взаимная торговля будет продолжаться без взимания импортных пошлин и без количественных ограничений.
Есть некоторые изъятия в этом договоре, перенесенные из тех двусторонних соглашений, которые действуют в настоящий момент, они касаются в основном импорта сахара, алкоголя и сигарет. В разных странах разные изъятия. Вся остальная номенклатура будет оборачиваться в режиме свободной торговли. Сохраняются экспортные пошлины во взаимной торговле. Каждая сторона сохраняет применение защитных мер.
Все это соответствует нормам ВТО, то есть мы имеем достаточно стандартный режим свободной торговли. Замена двусторонних соглашений на многостороннее соглашение делает этот режим более понятным и более удобным для всех участников взаимной торговли и для третьих сторон также. Это очень важный шаг, который наш режим свободной торговли закрепляет на бессрочное будущее.
Думаю, мы и дальше будем воздерживаться от импортных пошлин, будем снимать оставшиеся ограничения. Это в интересах наших потребителей. Например, ограничения по сахару каждый из наших потребителей на своем кошельке ощущает. Также и алкогольный рынок в скором времени будет работать в режиме свободной торговли, поскольку у нас предприятия по производству алкоголя уже давно проникли друг к другу на территорию и непонятно, от кого мы их защищаем.
Возможно, в будущем мы договоримся воздерживаться от защитных мер, но пока эта норма присутствует. Главное - не растерять потенциал сотрудничества, включая взаимную торговлю, в связи с дальнейшими изменениями наших торговых режимов с третьими странами.
Здесь есть ряд угроз, я специально хотел обратить на них внимание, потому что для государств-членов Таможенного союза данное соглашение имеет значение в первую очередь с точки зрения унификации торговых режимов, которые Россия, Белоруссия и Казахстан имеют с государствами СНГ. Мы давно ставили эту задачу, это необходимое условие Таможенного Союза, что режим торговли должен быть унифицирован у всех трех государств. В рамках этого многостороннего соглашения он сегодня унифицируется. Внутри Таможенного союза у нас нет вообще никаких ограничений и нет даже таможни, поэтому для государств-членов Таможенного союза это соглашение особого смысла не имеет, но для взаимоотношений внутри СНГ оно имеет принципиальное значение.
Ядро интеграции – Таможенный союз, к которому скоро должны присоединится другие два государства-члены ЕврАзЭС, Киргизия и Таджикистан, где нет вообще никаких ограничений и работает единый рынок товаров, зона единой торговли СНГ, пока, правда, не все подписали, нет подписи Азербайджана, Туркмении и Узбекистана, и мы таким образом зафиксируем зону свободной торговли вокруг Таможенного союза.
Угрозы, которые здесь могут возникнуть, связаны с тем, что каждое из государств сохраняют независимость в поиске третьих партнеров, с которыми они могут также заключать соглашения о зоне свободной торговли. Это особенно важно для Украины, потому что главная угроза этому проекту связана с соглашением о зоне свободной торговли с Евросоюзом, которое Украина сейчас готовит. В этом договоре есть специальная статья, которая оговаривает, что если какая-то из сторон заключает соглашение с кем-то из третьих сторон (а Евросоюз – это не просто третья сторона, это треть нашего импорта), то тогда необходимо проводить консультации, и в случае, если раскрытие нашей зоны свободной торговли через одного из участников угрожает интересам кого-то из третьих сторон, могут проводиться по итогам консультаций меры по защите нашего общего рынка.
Думаю, это угроза вполне реальная с учетом того, что у нас не очень хорошо дела обстоят с администрированием правил происхождения товаров. Буквально сейчас я проводил совещание по ветеринарным мерам, и появились претензии, что ряд продуктов животного происхождения из Китая через сопредельные нам государства, с которыми у нас режим свободной торговли и взаимное признание ветеринарных требований, просачивается к нам на рынок. То есть администрирование правил происхождения товаров не всегда ведется вполне корректно, поэтому открытие украинского рынка для Евросоюза, а через него еще и для Турции, с которой у ЕС тоже есть таможенный союз, нас очень беспокоит. Консультаций на эту тему не проводилось. И я не исключаю, что в определенный момент одна из сторон потребует проведения консультаций с Украиной по поводу зоны свободной торговли с Евросоюзом. И в случае, если правительства сочтут, что возникает угроза для нашей взаимной торговли, наше соглашение может начать размываться. Вместо дальнейшей интеграции мы можем получить новые барьеры.
Мы создали очень чувствительную систему, в которой все участники должны принимать ответственность за ее сохранение. Казалось бы простое дело – зона свободной торговли, но первый документ на эту тему был подписан еще в 1994 году, и это соглашение так и не было реализовано. Оно, кстати, сейчас этим договором отменятся. Столько времени прошло, мы так долго шли к этой цели, не хотелось бы, чтобы она оказалась мимолетной. Нам нужно укреплять наш режим взаимной торговли, делать его более открытым. Создавать условия для кооперации предприятий, и для этого все стороны должны нести ответственность, не предпринимать опрометчивых шагов, которые могут затрагивать интересы партнеров.

Павел Нефидов, генеральный директор Финансово-банковского Совета СНГ
Я как представитель финансово-банковского совета, в который входят крупнейшие финансовые институты СНГ хотел бы сконцентрироваться на финансовой составляющей этих подписаний. Здесь очень много говорилось о свободе перемещения товаров и услуг, а вот я хочу сказать пару слов о свободе перемещения капитала.
Соглашения совершенно точно положительно скажутся на положении финансовых рынков, потому что финансовые рынки в общем и целом двигаются за реальной экономикой. И повышение прогнозируемости финансовых процессов, в том числе и торговли, инвестиционных процессов, повышает степень уверенности и привлечения более дешевых ресурсов на всех рынках. Поэтому я считаю, что в данном случае та инфраструктура, которая уже сейчас существует, она и дальше будет развиваться, может быть, более ускоренными темпами. Мы в 1990-х видели достаточно типичную картину - финансовые институты стран СНГ были похожи на подсолнечники, которые все смотрят на солнце и не видят друг друга рядом. Солнцем в данном случае были Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк и другие известные финансовые центры. В последнее время мы видим больший интерес финансовых институтов к соседним странам, повышение уровня взаимодействия. Поэтому совершенно неслучайно возникла идея создания международного финансового центра. Понятно, что это будет очень длинная дорога, и я считаю, что в первую очередь московский финансовый центр может состояться только в том случае, если он будет региональным финансовым центром, центром стран СНГ.
Здесь, мне кажется, очень серьезный заложен фундамент, в первую очередь, казахстанская финансовая система, где есть региональный финансовый центр, где многие вопросы, которые у нас только обсуждаются, уже де-факто воплощены в жизнь. Здесь много есть чему поучиться. Помимо этого есть и хорошо отработанные другие механизмы. Достаточно напомнить, что существует Межгосбанк, который был учрежден в начале 1990-х национальными и центральными банками стран СНГ. Он, несмотря на все те перипетии, которые с ним происходили в 1990-х, сейчас та структура, которая может очень эффективно способствовать развитию торговли. В первую очередь, мы видим все больший интерес к трансакциям в национальных валютах, минуя третью валюту. Сейчас достаточно твердые константы – доллар и евро - тоже пришли в движение, и эффективный механизм работы с национальными валютами как раз готов. Банк, если усилится, его роль даст импульс развитию торговых отношений.
Также у нас существует Евразийский банк развития, который сначала был создан как двусторонний банк, но сейчас к нему присоединяются другие страны ЕврАзЭС, и он тоже может стать очень серьезным институтом инвестиционного развития. Поэтому мы видим, что финансовая инфраструктура формируется по международным стандартам, это соглашение о свободной торговле в значительной степени перекликается с нормами ВТО. Финансовая инфраструктура развивается тоже по международным нормам. Все критерии там уже заложены. Таким образом, мне кажется, что сейчас начинает формироваться то финансовое пространство, когда финансовым институтам стран СНГ не менее интересно и эффективно работать на соседних рынках, а может быть и более интересно, чем на традиционных финансовых рынках.
См. http://www.vestikavkaza.ru/video/?page=1&ID=45150

16445 просмотров