Вестник Кавказа

Терроризм обрел мощную идеологическую основу

На следующей неделе к обсуждению решения о присоединении к борьбе против радикальной группировки "Исламское государство" на территории Сирии приступит Австралия. Полгода назад далекий от ближневосточных сражений зеленый континент в ответ на просьбу США о содействии международной коалиции обещал отправить 300 военнослужащих для тренировки иракских войск в борьбе с ИГ. В прошлом году Австралия уже направила в Ирак специалистов по военной авиации и военнослужащих из подразделений особого назначения, сообщает ИТАР-ТАСС. Однако единого фронта борьбы с "ИГ" нет: с группировкой борются правительственные войска Сирии и Ирака, курды, ливанские и иракские шиитские ополченцы, а международная коалиция во главе с США пока ограничивается ударами с воздуха.

Между тем, как полагает гендиректор Международного фонда содействия развитию культуры, науки и образования "Гуманизм, прогресс и правопорядок" Юрий Нагерняк, сегодняшние тенденции мировой политики стали результатом системного кризиса, в котором находится и современная цивилизация, и мировая политика, руками тех или иных государств направляемая на сохранение статус-кво в виде однополярного мира.

К тому, чтобы "ИГ" приобрело такой масштаб и такую значимость в сегодняшней политике, по мнению эксперта, было множество предпосылок - вмешательство извне, неэффективная система управления, неравномерное распределение богатств, ограниченные возможности социальных лифтов. "Если мировые игроки объединятся и поставят такую задачу, то "ИГ" может быть задавлено, задушено достаточно быстро. В этом есть не только несомненный плюс, но и определенный минус, смысл которого будет заключаться в том, что в умах миллионов людей останется некий символ, некий идеал, к которому они будут стремиться. Если "ИГ" просуществует несколько лет, то своими действиями оно все-таки дискредитирует не только себя, но и саму идею, а широкие массы людей, которые сейчас обмануты пропагандой "ИГ", поймут, что это не совсем верный путь", - полагает Нагерняк.

По его мнению, успехи "ИГ" связаны с тем, что каждая из сторон, которая якобы противостоит ему, имеет собственные интересы: "Эти интересы не совпадают, и свести их вместе проблемно. Не думаю, что в ближайшее время в мировой политике произойдут настолько кардинальные изменения, чтобы участники процесса могли договориться однозначно о том, чтобы искренне, серьезно и в полную силу противостоять "ИГ". Такие квази-государства, такие субкультуры как "ИГ" очень непредсказуемы. Сегодня у них один взгляд на вещи, а завтра что-то изменилось у руководства, оказались внесены какие-то коррективы в идеологию, и направление развития может существенно измениться".

Юрий Нагерняк считает, что за время, прошедшее со времени теракта в бесланской школе, мир ушел далеко вперед в части экстремизма и терроризма: "Терроризм является внешним проявлением политического экстремизма. Он обрел системную основу. Хуже того, он обрел достаточно мощную идеологическую основу. В такой ситуации любые негативные явления в экономической, политической, социальной сфере той или иной страны объективно генерируют поддержку внутри. Действительно, сегодня сотни, может быть, несколько тысяч выходцев с территории бывшего СССР воюют на стороне "ИГ". Они могут вернуться… А развитие негативных тенденций в регионе, к примеру, неудачи модернизации в странах постсоветского пространства по западному образцу, неизбежно усиливают притягательность силы "ИГ". Поэтому угрозы для постсоветского пространства все же есть".

10945 просмотров