Вестник Кавказа

Центральной Азии нужна единая стратегия в отношении водных ресурсов

Global Times

Недавно в Алма-Ате эксперты-экологи из пяти стран Центральной Азии обсудили проблемы, которые касаются не только государств региона, но и европейских стран. По данным ВОЗ, ежегодно из-за деградации окружающей среды в Европе и Центральной Азии умирает до 1,5 миллиона человек. Среди причин смерти загрязнение воздуха, а также отсутствие доступа к чистой питьевой воде. По мнению экологов, пять государств Центральной Азии должны решать проблемы вместе, особенно в отношении дефицита воды.

 Global Times в статье Central Asia needs unified strategy on water напоминает, что споры из-за воды страны Центральной Азии ведут уже не один десяток лет. Проблемой неравномерного распределения водных ресурсов достаточного богатого на них региона озабочены страны верховья – горные республики Киргизия и Таджикистан, и страны низовья – Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. Именно они – главные потребители таких крупных трансграничных рек, как Сырдарья и Амударья, которые, в свою очередь, формируют бассейн Аральского моря — некогда четвертого по размерам озера в мире. Эти реки берут начало в горах и восполняются за счет ледников, поэтому крупные водохранилища и гидроэлектростанции в Киргизии и Таджикистане расположены выше по течению рек, что позволяет им регулировать поток в соседние государства вниз по течению.

В советские времена республики сотрудничали в решении водного кризиса. Страны, расположенные вверх по течению, запасали воду зимой и отправляли ее вниз по течению летом,  тогда как страны, расположенные в низовьях  рек, снабжали своих соседей энергоресурсами. В постсоветский период эта система была разрушена и пять стран начали решать проблему воды по-своему, часто нарушая права друг друга. Например, Узбекистан, который в значительной степени зависит от хлопковой промышленности и наличия достаточного количества воды, приступил к установке десятков резервуаров в рамках подготовки к возможному водному кризису в регионе. Туркменистан пытается дистанцироваться от конфликта за ресурсы, но он также поставил водные резервуары и даже улучшил систему орошения. Казахстан находится в такой же ситуации как и его соседи, и подобно Туркменистану, пытается отдалиться от конфликта.

Все пять стран на протяжении многих лет пытались урегулировать ситуацию. Сейчас Центральная Азия столкнулась с еще одной проблемой водного кризиса - угрозой нехватки воды из-за быстрого таяния ледников в горах. Многие международные эксперты называют этот процесс надвигающейся катастрофой не только для Центральной Азии, но и для всего мира. Хотя в среднесрочной перспективе и прогнозируется повышение уровня воды в реках, оно не будет продолжаться в долгосрочной перспективе. Но государства региона пока не беспокоятся. Они строят Рогунскую и Камбаратинскую ГЭС-2.

Ожидается, что Камбаратинская ГЭС-2 станет самой мощной в Киргизии и обеспечит экспорт электроэнергии. Рогунский проект гораздо более амбициозен - его мощность прогнозируется на уровне 3600 МВт. Но денег на строительство исторически важных гидроэлектростанций не хватает.

Тем не менее решение  водного кризиса можно найти. Для разрешения конфликта из-за трансграничных рек руководители стран региона должны начать открытый диалог и дать друг другу возможность выразить свои взгляды. Должно быть четкое понимание того, что многие экологические проблемы в регионе могут быть решены только путем сотрудничества всех пяти государств.

Международный фонд спасения Арала (МФСА), созданный в 1993 году странами Центральной Азии, может сыграть уникальную роль. Он может работать с ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, мировыми банковскими учреждениями, а также правительствами разных стран мира. В 2017 году Туркменистан стал председателем МФСА на следующие три года. Он выступает за разработку единой стратегии по сохранению и использованию водных ресурсов. 

23960 просмотров