Вестник Кавказа

Социально-ориентированная модель исламского банкинга

Мария Сидельникова
Социально-ориентированная модель исламского банкинга
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Ученый-востоковед, советник заместителя председателя Совета Федерации РФ, дипломат Андрей Бакланов в студии "Вестника Кавказа" рассказал о работе над проектом по внедрению элементов исламского банкинга. Эксперт полагает, что эта мера поможет привлечь продукт из исламских стран, а также оздоровит финансовую структуру страны, снизив социальное напряжение.

- Андрей Глебович, одна из важных составляющих арабского мира – исламская система финансов. Уже многие страны работают с этой системой. В России что-то делается по этой линии?

- У нас много, что делается. Я причастен к этой работе в составе рабочей группе, которая трудится над тем, чтобы внести соответствующие изменения в действующее законодательство, которое бы позволило исламскому продукту работать. Но вопрос не только в приспособлении законодательства к исламскому продукту, главное – чем симпатична исламская модель. Если брать истоки российской предпринимательской деятельности, XVII-XIX века, то в то время морально-этическая сторона, как это все было организовано, очень напоминает морально этические составляющие того, что сейчас называется исламским банкингом. В отличие от западной, преобладающей во всех странах практически, манере работы банков, где дают деньги лишь бы только вернули обратно с процентами, исламская модель делит ответственность. Есть связь с результатом и связь с производством. Надо снять шляпу перед мусульманами - они внутри своей конфессии сохранили то, что было свойственно в смысле порядочности, в смысле ориентировки на не выжимание денег любым путем, а на производство того, что было характерно для истоков нашей хозяйственной деятельности, предпринимательской деятельности в России.
Другие сегменты наших предпринимателей постепенно потеряли эти ориентиры, и пришла западная система - та, которую мы сегодня видим и от которой мы страдаем - то, что раздражает население и ведет к периодическим кризисам. Если брать за основу правильную морально-этическую систему, составной частью которой является то, что называется исламским банкингом, то будет намного лучше функционировать вся финансово-экономическая структура того или иного государства.
В экономике многих исламских стран крупный сегмент занимают банки, которые работают по западной схеме, поэтому у них тоже там должна вестись работа по внедрению этих ориентированных на производство методов финансовой и хозяйственной деятельности.
Борьба, конечно, есть, потому что некоторые хотят простой обеспеченной жизни. Когда не очень интересует банкира, чем это все закончится, как скажется на населении. Но будущее, конечно, за социально-ориентированными моделями. Одной из моделей является исламский банкинг.

 

- А кто из западных стран работает с этой системой? Мы опираемся на чей-то опыт или идем свои путем?

- Внедрение исламского банкинга имеет два аспекта: это привлечение продуктов из исламских стран и второй аспект - это часть общего оздоровления финансовой структуры нашей страны. В частности, Великобритания и некоторые другие страны довольно бодро продвигаются по этому направлению. Но они это рассматривают как какой-то сегмент своей системы, ориентированной на тех, кто этим хочет заниматься. Тут мы с ними расходимся. За основу должна приниматься обязательность самого банкира и у нас такие прецеденты были. Была такая семья московских предпринимателей Найденовых. В семнадцатом году национализировали банки, включая банк, который принадлежал семье Найденовых. Это форс-мажорные обстоятельства, но Найденов мобилизовал все то, что у него было - еще какие-то деньги остались - и раздал всем, у кого национализировали, физическим лицам компенсировал потери, которые они понесли. Вот так, наверное, должен себя вести банкир, если социально солидарен и по совести солидарен с теми, с кем он вместе работает.
Это нужно в людях воспитывать. Мы должны тиражировать позитив, а не пассивно воспринимать какие-то схемы, которые идут с Запада. Если мы хотим жить хорошо, надо ориентироваться на морально-этические принципы, которые кстати говоря записаны в Коране и являются обязательным для тех, кто говорит, что он будет следовать исламскому банкингу.

- Андрей Глебович, какие продукты вам кажутся наиболее интересными?

- Важен сам принцип. Самое главное, чтобы производство и банк работали как один коллектив. Кстати говоря, такая же проблема методологическая у нас сейчас между наукой и производством, где много всяких посредников. Мусульманские страны, кстати, пытаются предельно сблизить производство и науку, и мы тоже по этому направлению с исламским миром сейчас работаем. Ежегодно проводится Казань-саммит, который в этом году пройдет в середине июня, там будет обсуждаться исламский банкинг, переход к более правильным и эффективным системам работы банковского и производственного комплекса.

- Когда будут разработаны эти меры и в каком году система начнет функционировать?

- Первый проект уже готов, я его видел, сейчас пойдет процесс апробации. Думаю, что где-то год-полтора до первых ласточек в плане возможного внесения каких-то изменений, которые позволят более эффективно работать этим инструментам.

15950 просмотров