Вестник Кавказа

США уходят в самоизоляцию

Вчера в Москве в ходе круглого стола "Стратегическое мышление администрации Дональда Трампа: последствия для мира и российско-американских отношений" российские эксперты провели анализ документов стратегического планирования новой администрации США — Стратегии национальной безопасности, Стратегии национальной обороны и Ядерной доктрины, утвержденных в декабре 2017-го  – феврале 2018 года.

Аналитики пытались ответить на вопросы, в чем сохраняется преемственность по отношению к предшествующим администрациям и что нового вносят эти документы на уровне внешнеполитической философии Америки, ее политики в области обычных и ядерных вооружений, грозит ли миру и, в частности, Европе новая гонка вооружений, к чему готовиться России, каковы для нас риски и возможности, связанные с самоопределением президента Трампа в вопросах национальной безопасности.

Как заявил директор по развитию Российского совета по международным делам, Чрезвычайный и Полномочный Посол Александр Крамаренко, Стратегия национальной безопасности США знаменует собой радикальный разрыв со всей их послевоенной внешнеполитической философией: "Там нет претензий на исключительность, лидерство, парадигма международных отношений звучит совершенно иначе - в духе до холодной войны и в духе XX века. Классическая формула - конкуренция, соперничество. Эти слова неоднократно повторяются, в отличие от санкционного закона от 2 августа, там нигде не звучит сочетание двух слов рядом - Россия и противник".

По данным эксперта, Стратегия получила очень незначительное освещение в самих США и западных странах: "Нам тоже надо посмотреть, во что все это выльется. Видимо, есть желание "пересидеть" Трампа, а потом вернуться к прежней внешнеполитической философии. Пока она по сути дела киссинджеровская, там речь идет о балансе сил, о принципиальном реализме. Это не realpolitik, но принципы там остаются. Речь идет о том, чтобы в мягком варианте помогать гражданскому обществу, но не продвигать демократию так напористо, как это делалось ранее".

Крамаренко считает, что партнеров США должно настораживать то, что американцы уходят в самоизоляцию: "Это нежелание заниматься вообще международными делами, сосредоточиться на собственных. Однако элемент милитаризма проявился и в военной доктрине, и в ядерной доктрине. Предусмотрено ведение сухопутных войн или морских и воздушных войн против России и Китая. Это говорит о том, что предусматривается возможность войн больших с применением обычных вооружений, то есть без ядерных эскалаций. Милитаризм Трампа включает его план увеличения численности вооруженных сил, то, что он окружил себя военными, а военные это тот сегмент истеблишмента, который является наиболее трезвомыслящим, менее политизированным по американским меркам, и который пользуется наибольшим доверием среди самих американцев. 72% американцев доверяют военным. Это элемент трансформационной мобилизации".

Эксперт заявил, что действовать с позиции силы можно по-разному: "Можно наступать, можно уходить в себя, можно выходить из глобализации. В конце концов, у нынешней администрации США, и это следует из Стратегии национальной безопасности и всего того, что говорил Дональд Трамп, главная задача – внутренние дела своей страны. То есть это создание конкурентных преимуществ внутреннего порядка, включая и индустриализацию, может быть, через развитие ВПК. Это повторяет тот путь, который мы прошли за последние 15 лет".

14135 просмотров