Вестник Кавказа

Россия вложится в южные порты

Россия вложится в южные порты
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Морские перевозки считаются самым эффективным способом доставки грузов, но не в России. Ее морской флот и инфраструктура продолжает переживать сложное время не только из-за технического состояния судов, но и из-за потери в 1990-х годах портов Балтийского моря, отошедших после распада СССР к республиками Прибалтики, портов Черного и Азовского, отошедших Украине и Грузии, а также Каспийского, отошедших Азербайджану, Туркмении, Казахстану.

На днях стало известно, что Россия намерена предложить казахстанским компаниям, переваливающим свои грузы через Украину и Прибалтику, инвестировать в строительство порта Тамань. Порт Тамань (а также Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе) относят к Черноморско-Азовскому бассейну, который занимает довольно выгодное географическое положение, имея выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют территории Северо-Кавказского, Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.

Однако портовая инфраструктура находится в плачевном состоянии. Порты юга России занимают второе место после Балтики по объему грузооборота, причем с каждым годом нагрузка на них возрастает. Так, по оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах Южного федерального округа достигнет 150 миллионов тонн, это более чем в два раза превышает сегодняшние возможности.

На днях президент Путин собрал в Ново-Огарево заинтересованных руководителей министерств и заявил им, что теперь придется наращивать возможности портовой инфраструктуры в Азово-Черноморском бассейне с учетом роста потребностей и регионов, и всей национальной экономики, а также роста экспортных и транзитных перевозок, в том числе и в рамках интеграционных объединений – Таможенного союза и Единого экономического пространства.

«Уже сейчас терминалы работают на пределе. Такие инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объемов международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении, - заявил Путин. - Это инфраструктурные ограничения роста в самой экономике. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода».

Потенциал наращивания мощностей портов Туапсе и Новороссийска ограничен. При подходе к действующим портам сотнями скапливаются железнодорожные составы. «Мы должны подумать о развязке этих инфраструктурных ограничений. Сделать все это нужно синхронизированно, в том числе с использованием современных моделей государственно-частного партнерства».

По данным министра транспорта Максима Соколова, объем перевалки грузов в Азово-Черноморском бассейне составляет треть от грузооборота российских портов, но их мощность практически полностью исчерпана. Упало качество этой перевалки. На юге России 12 порто, но лишь три из них обеспечивают основной грузооборот.
Новороссийск дает сегодня практически две трети (66%), Туапсе – порядка 10%, и Ростов-на-Дону – около 6% от общего грузооборота. Оставшиеся 9 портов обеспечивают соответственно всего лишь 17% от общего объема, и, хотя у каждого порта есть определенные инвестиционные планы, существенных перспектив для их развития нет, поскольку большинство из них расположены либо в мелководных районах, либо в центре населенных пунктов.

Самый крупный российский порт Новороссийск исчерпал возможности для роста. «Однако в соответствии с федеральной целевой программой у нас есть средства на его модернизацию и развитие, в том числе развитие внешней железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, в общем объеме до 2020 года в размере 120 млрд рублей, из которых порядка 50 млрд рублей – это средства федерального бюджета, и соответственно около 70 миллиардов рублей, чуть более, – это средства частных инвесторов», - заявил Соколов, который под планами понимает строительство новых терминальных мощностей.

После 2020 года федеральным властям придется предусматривать средства на развитие в первую очередь железнодорожных подходов в целом к Краснодарскому краю.

По словам главы РЖД Владимира Якунина, «в 2012 году в направлении азово-черноморских портов перевезли 62,4 миллиона тонн грузов; рост к предыдущему периоду на 11 процентов. То есть тенденция увеличения грузопотока, безусловно, присутствует… Но чтобы провести заявленные грузы, нам необходимо в общей сложности инвестировать 166 миллиардов рублей, причем это расчеты до 2020 года, опять-таки эта цифра согласованная. Из них 72 с небольшим миллиарда рублей присутствует сегодня в инвестиционной программе, долгосрочной инвестиционной программе ОАО «РЖД», а вот 88 миллиардов – это те деньги, которые должны прийти из ФЦП. Все зависит от синхронизации направления средств, потому что это тот самый случай, когда начать, потом приостановиться за счет того, что что-то быстрее будет развиваться, это просто-напросто может оказаться нереалистичным».

Самым интересным проектом обещает стать развитие порта Тамань, о котором «Вестник Кавказа» расскажет в следующем материале.

11390 просмотров