Вестник Кавказа

Россия-Запад: пик кризиса пройден?

Несмотря на неоднозначную риторику российских и западных политиков в отношении друг друга в последнее время складывается впечатление, что напряженность между ними начала снижаться. Вчера после встречи в Париже с министром иностранных дел и международного развития Франции Эйро его глава российского МИДа Лавров заявил, что с обеих сторон есть интерес преодолеть негативные тенденции в торгово-экономических связях, вернув сотрудничество на траекторию поступательного развития. Речь идет о контактах в высокотехнологичных отраслях, включая авиастроение, атомную энергетику, автомобилестроение, совершенствование транспорта и нефтегазовой инфраструктуры. Во всех этих сферах осуществляются конкретные проекты с участием деловых кругов России и Франции.

На 16 ноября намечен запуск с космодрома «Байконур» корабля «Союз» с французским космонавтом Песке на борту.Возобновила деятельность двусторонняя российско-французская группа по противодействию новым вызовам и угрозам, которая ищет пути более эффективной деятельности в сфере антитеррора. Более того, обсуждается возможность проведения Совета Россия-НАТО на уровне постоянных представителей в Брюсселе, хотя Россию продолжает беспокоить тенденция по наращиванию военной активности альянса и проблема противоракетной обороны. Идет и постепенное восстановление межпарламентского сотрудничества. Как заявил глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков, за последние годы это сотрудничество прошло три этапа.

Первый этап. Период 2012-2013 год, который был отмечен активной работой международных парламентских организаций. Тогда был достигнут прогресс в отношениях с Советом Европы, в деятельности в рамках ПА ОБСЕ и в налаживании двусторонних парламентских отношений. На уровне двусторонних связей были активные контакты с парламентариями стран ЕС. Депутаты начали практику обменов молодежными делегациями, были взаимные визиты и выступления с представителями национальной ассамблеи Франции, Бундестага, итальянского парламента и финского парламента и целого ряда других национальных парламентов. "К сожалению, позиция, которую заняли страны евроатлантического сообщества после начала острой фазы украинских событий, привела к частичному свертыванию многопланового сотрудничества", - заявил Пушков.

Второй этап. Этап острого кризиса не только в отношениях между Россией и западным альянсом, но и в межпарламентских отношениях. Этот этап характеризовался, во-первых, принятием санкций против России в рамках ПАСЕ, из-за чего российская делегация в апреле 2014 года покинула ПАСЕ и не участвовала в ее работе до конца года. В январе 2015 года санкции были продлены, и российские депутаты не участвовали в работе ПАСЕ до конца 2015 года. "Нас лишили права голосовать, права принимать участие в деятельности руководящих органов ПАСЕ, и поскольку ПАСЕ тогда была не готова отказаться от такого подхода, мы не видели смысла участвовать в работе ПАСЕ на неравноправной, дискриминационной основе", - пояснил Пушков. 

По его словам, парламентарии многих стран не заняли самостоятельной позиции, а пошли по пути той линии, которая была выбрана ЕС - это линия на сворачивание отношений с Россией, на прекращение стратегического партнерства, на введение санкций против России, на введение черных списков против российских парламентариев. Россия через некоторое время ввела свои ограничительные меры в отношении ряда европейских парламентариев, что не могло позитивно сказаться на межпарламентском диалоге.

Впрочем, России удалось сохранить отношения с теми государствами, где думают, что политика, избранная ЕС в отношении России не вполне справедлива и не выгодна самому ЕС. В этот период при утрате ряда контактов со странами западного альянса, активизировались отношения с арабским миром, азиатским континентом и Латинской Америкой. 

Третий этап. Весна-лето 2016 года. Этот этап характеризуется постепенным восстановлением межпарламентского диалога, что выражается в заметной активизации контактов.

13115 просмотров