Вестник Кавказа

Радикальные националисты мимикрируют

Данные доклада "Агрессивная ксенофобия и радикальный национализм в Российской Федерации в 2017 году" говорят о том, что россияне меньше стали сталкиваться с проявлениями национальной и религиозной нетерпимости. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, россияне стали меньше опасаться межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Большую часть жителей стали беспокоить международные текущие социально-экономические проблемы.

Представляя доклад, член Совета при президенте РФ, председатель координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека" Александр Брод заявил: ″Агрессивная ксенофобия и экстремистские практики не перестали представлять собой опасный вызов для государства и общества. Согласно данным нашего мониторинга, с января по август было зафиксировано не менее 26 ксенофобских и экстремистских проявлений на территории 20 регионов страны. За аналогичный период прошлого года отмечалось 17 нападений и конфликтов, в 2015 году - 22, в 2014 – 39″.

Брод назвал несколько предпосылок для роста радикальных настроений в будущем:

- социально-экономические проблемы,

- тот факт, что крымская тема перестала играть значительную роль в плане объединения и подъема патриотизма,

- радикалы, которые участвовали в боевых действиях на той или иной стороне в Новороссии возвращаются в Россию,

- возвращение на родину завербованных в свое время боевиков радикальных группировок.

″Мы можем столкнуться с эскалацией подобных проблем. Тем более в будущем году выборы главы государства и следующие осенние выборы. В период избирательной кампании продолжают использоваться радикальные идеи. Пусть не в такой большой степени как раньше, но идет постоянная проба грунта, использование этих технологий по разжиганию розни в периоды избирательной кампании, использование националистического ресурса в ходе выборов″, - заявил Брод.

Тем не менее, про его словам, сейчас публичных акций националистов стало меньше: ″Некоторые акции, такие как "Русский марш", в ряде регионов даже не состоялись, не собрав своих поклонников. Но радикальные националисты мимикрируют, берут на вооружение социальную риторику. Так, тему реновации Москвы брали на вооружение радикальные националисты, даже устраивали специальные шествия по этому поводу. Создаются псевдо правозащитные центры в среде националистов, которые защищают их от преследования и берут на вооружение темы социальных проблем, чтобы стать более понятными, продвинутыми и действовать в тренде именно социальных ожиданий россиян″.

Агрессивные проявления ксенофобии традиционно наиболее часто имели место в Москве, Санкт-Петербурге, а также были зафиксированы  в Ростовской, Иркутской, Челябинской, Белгородской, Орловской, Нижегородской областях, республиках Северная Осетия - Алания, Бурятия, Татарстан, Коми, в Хабаровском крае. По данным Брода, за первый квартал 2017 года жертвами вооруженного противостояния стали 45 человек, из них 36 убиты. Во втором квартале число жертв терактов и нападений несколько снизилось - 26 человек, из них 20 погибших. В апреле-июне этот показатель был равен 85, из них 51 человек был убит. Проблема в большей степени наблюдается в самой крупной и многонаселенной республике Российской Федерации на территории Северо-Кавказского федерального округа - в Дагестане. В то же время во втором квартале в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесия, Северной Осетии не было зафиксировано ни одного пострадавшего.

Между тем, заместитель начальника Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Александр Ненашев выразил мнение, что идет движение в направлении соблюдения прав граждан: ″Судьба каждого отдельного человека, который связан с вопросами, которые получают окраску национальной политики, или который оказался в центре конфликтов на национальной или религиозной почве  представляет трагедию. Это случаи, с которыми надо конкретно и очень внимательно разбираться, видеть в них не только проявления ситуации, которая могла сложиться в силу разных причин, включая и социально-экономические моменты, бытовые, но понимать, что корни могут быть и глубже. Стратегия государственной национальной политики, которую реализует Федеральное агентство по делам национальностей, эту задачу видит и решает ее комплексно″.

По словам Ненашева, деятельность госструктур в этой сфере не будет эффективной ″без опоры на федеральные национальные культурные автономии, на национально-культурные автономии в субъектах РФ и в городах, без опоры на общественные организации, которые выражают мнение и интересы граждан, которые организуются по национальному признаку″. Как полагает чиновник ФАДН, ″все это в совокупности и есть среда, которая работает на то, чтобы отдельные случаи не становились спусковым крючком для более серьезных проявлений, которые в нашей недавней истории уже имели место″.

15270 просмотров