Вестник Кавказа

Почему отказались от военного сценария решения проблемы Идлиба

Почему отказались от военного сценария решения проблемы Идлиба
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

На этой неделе президент России Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган в Сочи договорились создать к 15 октября демилитаризованную зону вдоль линии соприкосновения вооруженной оппозиции и правительственных войск в сирийской провинции Идлиб, а главы оборонных ведомств двух стран подписали меморандум о стабилизации обстановки в идлибской зоне деэскалации.

Суть этой договоренности разъяснил председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков: "Демилитаризованная зона в Идлибе означает паузу в военной конфронтации. Даже чисто технически очень сложно решить проблему этой провинции. Там сосредоточено, по разным данным, от 30 до 70 тысяч боевиков. Из них где-то 14-15 тысяч - "Джабхад ан-Нусра", то есть переименованная "Аль-Каида". Туда свозили боевиков из других районов - из Хамы, из Хомса, из Пальмиры, из других мест, которые освобождала сирийская армия. Все, кто хотел уйти, сложить оружие, уже это сделали. Теперь в Идлибе остались самые либо фанатично настроенные люди, либо самые мотивированные по каким-то другим причинам - финансовым, или им просто некуда идти, или на них уже столько преступлений, что их им не простят. Как бы то ни было, это самая радикальная часть боевиков. Это первая сложность".

Вторая сложность, по словам Пушкова состоит в том, что непонятно куда этих боевиков вывозить из Идлиба.

Третья – в том, что вооруженная оппозиция, которая сосредоточилась в Идлибе, очень хорошо чувствует политическую поддержку со стороны США, западной коалиции и ближневосточных государств, которые поддерживали воюющих против Асада. 

"Эти три фактора осложняют решение идлибской проблемы. Там проживает 2 млн мирного населения, и широкие военные действия нанесут ущерб очень серьезный гражданскому населению. С учетом всех этих факторов и с учетом того, что нет единой позиции между Россией, Ираном и Турцией, было достигнуто соглашение между Путиным и Эрдоганом о том, чтобы сейчас отказаться от военного сценария решения этого вопроса", - поснил Пушков.

Однако, по его словам, отказ от военного сценария все равно оставляет открытым вопрос будущего Идлиба: "Не может на территории Сирии бесконечно оставаться очаг вооруженной оппозиции. Не думаю, что вооруженная оппозиция будет спокойно жить, возделывать землю, восстанавливать коммуникации и превратится в мирное население. Это боевики, они не согласятся с пассивным пребыванием на территории Идлиба. Значит, будут какие-то провокации. То есть попытка избежать военного сценария оправдана. Россия и Турция имеют разные позиции, но мы предпочли найти общий язык вместо того, чтобы констатировать разногласия".

При этом Пушков признал, что на более длительную перспективу проблема Идлиба сохраняется: "Это промежуточное решение, которое позволяет на данный момент отказаться от военных действий и смотреть, как и куда будет развиваться ситуация. Но то, что правительство в Дамаске, которое постепенно восстанавливает контроль над территорией страны, не сможет согласиться с сохранением квазигосударственного образования на территории Сирии, совершенно очевидно. Словом, это важная тактическая договоренность на пути поиска мирного решения идлибской проблемы". 

53150 просмотров