Вестник Кавказа

Открытие мемориальной доски Кара Караеву в Москве

20 июня состоялось торжественное открытие мемориальной доски великому азербайджанскому композитору Кара Караеву в Москве, в доме в Трехпрудном переулке, где жил и творил композитор. На мероприятии побывали известные культурные и политические деятели, а также жители города.

Председатель Комитета Госдумы РФ по делам Содружества Независимых Государств Леонид Слуцкий отметил, что открытие памятной доски Кара Караеву в Москве – это знаковое событие. "Великий Кара Караев и память о нем – это достояние мировой музыкальной сокровищницы, и не только советской или азербайджанской. Его знаменитые произведения известны далеко за пределами постсоветского пространства. И сегодня на бесценных произведениях Кара Караева учатся многие поколения будущих и нынешних музыкантов, композиторов, исполнителей" - сказал Леонид Слуцкий в интервью "Вестнику Кавказа".

Он также отметил, что сегодня отношения между Россией и Азербайджаном очень тесные: "Эти отношения не лихорадит, они поступательно развиваются. И, конечно, здесь форвардом, флагманом, локомотивом всегда являлось культурное сотрудничество, большое количество музыкальных форумов, где неизменно имя Кара Караева стоит как эмблема, как символ, как наша общая великая память".

Исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ (МФГС) и бывший директор Большого театра Анатолий  Иксанов считает, что мероприятие оставляет очень трогательное впечатление. Кроме того, он отметил, что Кара Караев является одним из его самых любимых композиторов: "Буквально на днях я пересматривал фильм, который был снят в 1982 году. Я не знаю, успел ли Кара Караев его посмотреть или нет. Фильм-балет "Семь красавиц", в котором его исполняли артисты Азербайджанского театра оперы и балета, а солистами были два замечательных артиста, мои старинные друзья – Наталья Большакова и Вадим Гуляев. Музыка была потрясающе эмоциональная - до слез. В 2011 году мы принимали Азербайджанский оперный театр именно с балетом "Семь красавиц". Это совершенно замечательное впечатление. Музыка потрясающая, она у меня еще сегодня звучит в ушах. Я рад, что москвичи смогут видеть эту мемориальную доску и знать, что Кара Караев - великий композитор, не только азербайджанский, но и российский, как и великий музыкант мира".

Фарадж Караев, азербайджанский композитор, сын Кара Караева, рассказал о том, почему именно дом в Трехпрудном переулке был выбран для размещения мемориальной доски: "Жизнь отца была связана с Москвой с 1937 года, когда 18-19-летний студент музыкального техникума Баку, почти мальчишка, приехал в Москву и дирижировал сводным духовым оркестром на Красной площади. Затем отец поступил в Московскую консерваторию, учился, жил в общежитии. Потом жил в коммунальной квартире на улице Лесной, потом уехал после окончания Консерватории в Баку. Но, поскольку связи не прерывались, и Москва все время была в творческих планах отца, он работал со студией "Ленфильм", писал музыку к фильмам, работал в Большом театре, с разными драматическими театрами, он постоянно жил в гостиницах. Это было очень трудно. И правительство Азербайджана обратилось к московским властям с просьбой о выделении ему квартиры. И отец получил квартиру, очень небольшую, 32 м2, у станции метро "Динамо". Но там было очень интересное примечание о разрешении на обмен на большую площадь. Совершился обмен, и последние 10 лет отец прожил здесь. Он болел, но он очень любил эту квартиру, очень много в ней работал. В лучшие годы для отца (когда он жил в этой квартире он, конечно, работал уже меньше) проработать за роялем 15 часов в сутки было нормой, это не было каким-то из ряда вон выходящим событием.  Здесь написана симфония "Гойя", 12 фуг для фортепьяно, последние сочинения. Так что Москва, как и Баку, была очень важной вехой в его жизни.

Обозреватель телеканала "Культура" Владислав Флярковский отметил, что открытие мемориальной доски выдающемуся азербайджанскому композитору Кара Караеву лишний раз напомнило ему о том, какой великий город Москва, и сколько великих людей жило в этом городе. Что касается роли Кара Караева в истории музыки Советского Союза, Флярковский заявил, что спросить, каковы роль Кара Караева в музыке – "это все равно что спросить, какую роль играет Солнце в дневное время суток".

Руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков отметил чрезвычайную важность открытия памятника Кара Караеву: "Очень приятно, что нам удалось в центре города увековечить память, и что важно, в России около 1,5 миллиона азербайджанцев, около половины из них находятся в Москве и Московской области. Это и врачи, и музыканты, и художники. Мы со всеми ними сотрудничаем, дружим. Это большая диаспора, заметная в городе".

 

13470 просмотров