Вестник Кавказа

Монастырь-сад в Новом Афоне

Яна Винецкая
В Новом Афоне (или древней Анакопии) одном из самых притягательных мест на черноморском побережье Гадаутой и Сухуми, множество природных и исторических достопримечательностей: грот и храм апостола Симона Кананита, развалины древнего храма и крепости на вершине Иверской горы… Но сердце Нового Афона, его главная достопримечательность, как сегодня, так и более ста лет назад – Симоно-Канонитский мужской монастырь. “Дорога к нему весьма живописна и интересна, как сухим путем, так и морем”, завлекал туристов путеводитель начала прошлого века. “Величественный монастырь со своими храмами, службами, кельями, хозяйственными постройками, заводами, мастерскими и прочими самыми разнообразными сооружениями, широко раскинулся у подножья Иверской горы, а затем вполз и вытянулся чуть ли не до вершины, составляя единственный в своем роде культурный уголок побережья”. Монастырь был основан в 1875 году несколькими монахами из русского монастыря Св. Пантелеймона на святой горе Афон, откуда и название. В 1888 году в присутствии императора Александра III и всей царской семьи был заложен новый соборный храм во имя Великомученника и Целителя Пантелеймона, благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины. Размеры и роскошь собора были великолепны не только по местным меркам – храм вмещает в себя три тысячи человека, а роспись и внутреннее убранство обошлись монастырю в 70 тысяч рублей! “Постройки Нагорного монастыря производят сильное впечатление своей красотой и грандиозностью”, сообщает путеводитель столичным туристам.

В отличие от Нагорного монастыря, храм Симона Канонита не так бросается в глаза – он находится за холмом, засаженным рощами и огородами. Храм был восстановлен монахами из вековых развалин деревянного храма IV века. Как сообщает Григорий Москвич в своем путеводителе, “церковь эта пользуется у местных жителей большим уважением, так как, по преданию абхазцев, здесь был погребен апостол Симон Канонит”. Помимо собственно религиозных сооружений, в монастыре есть и множество иных мест построек, заслуживающих внимания: горный водопад, устроенный монахами, и около него мельница, дающая монастырю электричество для освещения. На самом берегу, на месте болот – рассадников малярии устроены пруды с искусственным дном и берегами, в них монахи разводят рыбу. Посетители, очевидно, поражались техническим новшествам и нововведениям: “Дно постепенно понижается от запада к востоку, а потому вода, проведенная из реки Псыртсхи, постоянно обновляет воду прудов. Посреди одного из прудов бьет фонтан. Через водопад перекинут мостик, откуда можно любоваться падением воды, пеной и радугой брызг на солнце”. В добавок у монастыря есть свои каменоломни, кирпичный и чугунно-литейный заводы, механическая, столярная, токарная, слесарная, сапожная и портняжная мастерские. Однако венцом хозяйственной деятельности монастыря считалось его образцовое плодоводство и виноградарство – до 93 тысяч ведер вина “Изабелла” ежегодно.

Добирались до Нового Афона по большей части морем, хотя из Гадауты ходили дилижансы, экипажи и автомобили. От Сухуми ехать было дольше, дорога была хуже из-за частых оползней, а цена выходила выше: 3 рубля, вместо 50 копеек. Путешествовать пароходом комфортнее. Они останавливались недалеко от берега, и пассажиров с борта забирали монастырские баркасы. В монастыре можно остановиться на две-три дня для более подробного ознакомления с обителью и окрестностями. Привередливым туристам Москвич рекомендует брать с собой не только плед для тепла, но и провизию, “так как монастырский стол чересчур постный и часто кормят тухлой рыбой”. Отказаться от стола не представлялось возможным. “Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу” предупреждает, что “отправляющиеся в Новый Афон должны иметь в виду, что жить в монастыре приходится, считаясь со строгим монастырским режимом: постели в номерах жесткие, пружинных матрацев не существует, в одной комнате помещается по 3-4 кровати, а содержится гостиница очень не опрятно; умывальников нет, а приходится умываться в общей умывальне; пища только постная и простая (щи, каша, соленая рыба); кроме консервов в монастыре можно достать хлеб, фрукты, шипучие воды; молоко и яйца нужно заказать поселянкам”.

Помимо собственно монастыря, туристам было рекомендовано осмотреть Иверскую часовню на вершине горы, чудом сохранившийся церковный алтарь VI века, а также развалины Генуэзской крепости Никопсия. В 1912 году, к радости туристов, на вершину был проведен электрический фуникулер. И конечно же с вершины открывается превосходный вид на побережье, вплоть до самой Пицунды. Сраженный трудолюбием и гостеприимством монахов, Чехов так описал свой визит в Новый Афон: “Люди, покоряющие Кавказ любовью и просветительным подвигом, достойны большей чести, чем та, которую мы можем воздать им на словах”.
16465 просмотров