Метафорический язык музыки Давуда Азада

Метафорический язык музыки Давуда Азада

"Вестник Кавказа" продолжает рассказ об одном из современных деятелей иранской культуры, вокалисте, композиторе, мультиинструменталисте и мастере игры на струнных инструментах, таре и сазе, этническом азербайджанце Давуде Азаде, живущем в Тегеране. Продолжение. Начало см. Дауд Азад, вдохновленный суфизмом. Исполнитель вызывает восхищение своим уникальным стилем исполнения, который объединяет классические и современные духовные элементы и импровизацию, в которой современная чувствительность преподносится в традиционном музыкальном формате.

Давуд не любит выступать с большим коллективом, потому его ансамбль состоит из двух или трех человек. "Я не верю в большой ансамбль. Я думаю, что музыка подводит нас к настоящему. И вы можете добиться этого с помощью всего лишь одного инструмента. Когда вы используете большую группу, очень сложно найти это единство, так как со сцены тогда исходят разная энергия. С меньшим числом людей легче создать эту атмосферу уединения", - считает музыкант.

Будучи открытым для всех, его познания и видение мира остаются за рамками конкретных стран или религий. В течение последних 30 лет Давуд выступал на суфийских собраниях по всему миру, где его композиции известны своим целительным и вдохновляющим воздействием.

Суфийская поэзия пользуется метафорическим языком, призванным с одной стороны выражать истину, с другой – вуалировать ее от неподготовленных.

Я – вне событий и имен, я превозмог закон времен,

Я в каждом встречном воплощен – и неподвластен я годам!

Во множестве провижу я Одно – Единство Бытия,

И слово Истины живой читаю я не по складам!  

говорится в одном из диванов великого Руми, творчество которого так глубоко восхваляет Давуд Азад.

Философско-эстетическая сущность, музыки в суфизме заключается в том, что музыка в представлении суфиев занимает особое место, выступая в качестве высшей эстетической ценности. Как вид искусства она служит духовным опытом гармонизации, т. е. способствует органической встроенности индивида в мир, выполняя функцию универсального эстетического принципа, и, вместе с тем она больше, чем искусство, поскольку в религиозном сознании суфиев она является божественной субстанцией. Следовательно, музыка для суфиев — это способ ценностного, эстетического взаимодействия человека с миром.

Однако будучи приверженцем суфизма Давуд очень привязан к своим национальным корням. В его репертуаре немало песен на азербайджанском языке. Так, в его репертуаре особое место занимает известная азербайджанская песня "Лалелер", которая хоть и написана композитором Тельманом Гаджиевым в середине 1970-х, но  многими воспринимается как образец народного фольклора.

Известное произведение азербайджанского композитора Саида Рустамова "Гетме, гетмя, гель гезяль яр" - (Не уходи, иди ко мне любимая) в исполнении суфийского музыканта обрела новое звучание.

Давуд сочетает современное видение с классическим персидским музыкальным форматом, тем самым распространяя послание о единстве всего человечества, гармонии и мире между народами. Его музыка универсальна и привлекает людей различных религий и происхождения.

Давуд в своем творчестве обращается к разным жанрам. Традиционную для тюркских народов ашугскую музыку он обогащает глубинными суфийскими  элементами.

"Музыка для меня - это в первую очередь быть добродетельным и приверженным любви. Это для меня есть главный мистицизм", - говорит Давуд. В своем творчестве он объединяет все самое лучшее из культур разных народов, воплощенных в иранской культуре. В таких произведениях можно услышать музыкальные нотки традиционной азербайджанской музыки.   

Немногие музыканты из Ирана так много путешествовали и играли перед такими разнообразными аудиториями, как Давуд. Последние два десятилетия он активно выступает в Европе, Северной Америке, Карибском бассейне, Австралии, Индии, Японии, недавно побывал в Бутане, в Иране. Он дал более 300 концертов по всему миру, выступал на международных фестивалях, в том числе на Стамбульском международном музыкальном фестивале, Променадных концертах Би-Би-Си, Music Village (Священные голоса), фестивале сэра Джона Тавернерса, Народном фестивале Венгрии, норвежском фестивале World in Nord, оксфордском фестивале Art in Action, Эдинбургском духовном фестивале в Шотландии и фестивале Monde Arabe во Франции.

На фестивале межрелигиозного пения и сакрального танца Давод Азад выступает с учеником-учителем йоги Валини Пандит.

Давуд стал первым иранским лектором, приглашенным в Оксфордский университет, чтобы читать лекции об иранской музыке и ее формах. В его альбоме Divan of Rumi&Bach иранская музыка скомпилирована с западной классической музыкой. Произведения из альбома были исполнены на многих международных площадках и ротировались на радиостанциях в Европе. Также Азад выступал в House of Kulture в Вене, его произведения транслировалось на ”Би-би-си”  в Индии и Бутане.

5055 просмотров






Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!