Вестник Кавказа

Кантемиров мог передать свое мастерство на словах

Вчера в московском парке Сокольники завершилась выставка "Клинок. Традиции и современность". Более 140 производителей из 11 стран привезли свою продукцию - от казачьей шашки до ножей по мотивам фэнтэзи.

«Многие приезжают специально на эту выставку, потому что здесь собираются из разных городов, из разных регионов ножевые фирмы, мастера, которые работают в этой области, показывают свое мастерство и свое искусство, свое ремесло. Они показывают, что эта отрасль продолжает жить в нашей стране и занимает важное место в нашей жизни, - рассказала эксперт по культурным ценностям, уполномоченный Министерства культуры РФ Елена Тихомирова. - Кстати, одни из старейших участников нашей выставки – кавказские гости, которые привозят замечательные изделия, показывая современное производство. Традиции Кавказа в этой сфере очень глубокие. Последние годы показали, что эти традиции не проходят просто так. Мы знаем замечательные фирмы – «Кизляр», которая работает уже давно и хорошо зарекомендовала себя на этом рынке. Мы знаем их художественный стиль. Эти предметы привлекают очень многих. Дагестанские мастера замечательно работают, продолжая традиции своего региона. Это придает этой выставке особый колорит, потому что ножевое дело – это ремесло, которое жило всегда, и оно имеет очень старые традиции и, наверное, оно также будет продолжаться всегда».

На Кавказе издревле с трепетом относились к оружию, его высоко ценили и не жалели денег на покупку. Истинный горец никогда не расставался с клинком. Оружие было неотъемлемой частью национального костюма. По тому, насколько богато оно было украшено, можно было определить статус владельца. «Отличие кубачинских изделий в том, что это в основном ручная работа. Это гравировка и чернение. И чеканка иногда, но не всегда, - говорит мастер Магомед Магомаев. - Иногда мы работаем с эмалью, слоновой костью. Название происходит от села Кубачи, это многовековой народный промысел. На изготовление одного изделия уходит не менее трех месяцев».

О своем изделии рассказывает мастер Александр Дегтярев: «Это оружие ближе к кинжалу, но только более сложное, более эффективное. Рукоять делалась из металла, позволяла работать, как дубиной, если захватывать лошадь под усы. Но делалась кожаная подложка, такая шишка на конце, чтобы не размозжить голову, а просто глушить. А внутри находился уже клинок. Причем здесь три в одном. На конце был кованый шар, который использовался как кистень. При такой сборке получалось такое интересное оружие. С ним работали при захвате за конец. В начале фильма «В двух шагах от рая» Мухтарбек Кантемиров делает этот трюк – на полном галопе раскручивает нагайку, и она влетает в окно. На конце подвеска позволяла носить дробящие удары, колющие, режущие, восьмерки.
Это такое интересное оружие, которое имеет за собой историю. Дубовское казачество селилось на Волге. Наш городок Дубовка был столицей Дубовского казачества. Культуру наших предков мы и развиваем. Именно наше Дубовское казачество внесло особый вклад в Волжское казачество, наш Дубовский полк составлял 3600 человек. Его перевели после восстания Емельяна Пугачева. Он был приписан к нашей Дубовке, и когда шел на Царицын с огромной вольницей, дубовские казаки, просто чтобы не быть уничтоженными, встретили его с хлебом солью. Хотя с ним ушло всего 300 человек, все равно дубовское казачество попало в опалу, полк 3600 человек был переведен для укрепления Моздокской линии на Тереке».

«В 2000 году я познакомился с Мухтарбеком Кантемировым, народным артистом, который снялся в более чем 80 фильмах, из них в 50 был постановщиком трюков - «Не бойся, я с тобой», «В двух шагах от рая», «Петр I», - рассказывает инструктор по метанию ножей Олег Корнеев. - С этим человеком я 5 минут пообщался, 10 минут он показывал, как метать ножи, через 15 минут я уже метал с трех метров, через полчаса уже метал с пяти метров. Человек мог на словах передать свое мастерство. Ножи у нас хозяйственно-бытовые (так как метательных ножей у нас нет в России), но пригодные к метанию. Они отличаются весом, конфигурацией и длиной. Просто человек сам индивидуален, как и его рука, а это важный фактор при метании. Поэтому каждому человеку, вне зависимости от того, девушка это или мужчина, ребенок или старик, мы подбираем под руку вес, конфигурацию и длину ножа. Тема клинка довольно популярна в нашей стране. Это началось, наверное, с таких фильмов, как «Не бойся, я с тобой» или «Пираты ХХ века». Можно перечислять и перечислять, где применялось холодное оружие и метание ножа, это военная тематика, приключенческие фильмы».

«Шашка сама по себе трансформировалась из сабли, - рассказывает владелец ремесленной мастерской Дмитрий Борисанов. - Достоинство шашки было в том, что ею можно было не только рубить, но и колоть за счет изменения ее изгиба. Шашка – это более универсальное оружие, чем сабельный клинок. Оно прошло через столетия, и до сих пор люди ими занимаются. Есть спортивные казачьи игры, которые проходят в Ростове, где соревнуются в умении владеть шашкой. У казаков вообще форма одежды «номер восемь – что добыли, то и носим». То есть все собирательное. В своих истоках народ был разбойный, промысел лихой, поэтому даже своего орнамента нет. Сколько не искали, нет своего орнамента, потому что некогда было этим заниматься».
18410 просмотров