Вестник Кавказа

Грузия: рекламный рынок сжимается?

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Уже несколько дней грузинские телеканалы будоражат общественность интригой, возникшей в результате попытки налоговой службы, получить от консалтинговой компании TVM адреса лиц, в домах которых установлены пиплметры. Peoplemeter - это прибор, устанавливаемый на телевизоре (естественно, с согласия владельца), чтобы измерить какие именно каналы смотрит телезритель и какие передачи пользуются наибольшим спросом в вашей семье. Такие устройства установлены в тысячах грузинских семей. Таким образом можно узнать предпочтения не одной семьи, а всей телеаудитории. На основе показаний пиплметров составляется рейтинг телекомпаний и отдельных программ, устанавливается стоимость минуты рекламы и так далее. Рекламодатели руководствуются именно этими данными. Ведущие телекомпании заинтересованы, чтобы рейтинг был объективным, не давая повода конкурентам обвинить их в нечистоплотном завышении показателей для получения большей прибыли.

До сих пор никаких скандалов в этой сфере не было – компания TVM и стоящая за ней американская Nielsen Holdings пользуются безупречной репутацией. Однако на днях налоговая служба Минфина провела проверку TVM. Не ограничившись изучением финансовой документации, она потребовала списки лиц, в домах которых установлены пиплметры. "Согласно закону, оборудование, используемое в бизнес целях, надлежит проверить и пересчитать на месте использования", - заявили налоговики.

Требование оказалось для компании неприемлемой, так она могла потерять всех респондентов, согласившихся установить на своих телевизорах специальную аппаратуры, ведь неприятно, когда к тебе домой нагрянут представители финансовой полиции и, по сути, проведут обыск по непонятному поводу.
Кроме того, есть подозрение, что в случае выдачи списков, на участников проекта могут оказать давление, списать данные с приборов, испортить их и так далее – всё с целью изменения реальных рейтингов телекомпаний.

Наиболее резко и бурно на сложившуюся ситуацию отреагировала телекомпания "Рустави-2". Она обладает самым высоким рейтингом, но часто обвиняется в "чрезмерных симпатиях" к бывшему президенту Саакашвили и его команде. Руководители "ТВ-Рустави" все обвинения отвергают, намекая на использование властями административного ресурса с целью фальсификации рейтингов и банкротства независимой телекомпании.
В частности, социолог Гоча Цкитишвили, который, судя по всему, имеет к TVM и Nielsen Holdings непосредственное отношение, сообщил журналистам о странном разговоре с "представителем одной из низкорейтинговых телекомпаний", который пытался выведать у него адреса людей, у которых установлены пиплметры. Цкитишвили не назвал телекомпанию, но парламентская оппозиция утверждает, что речь идет о GDS, близкой к нынешним властям.

По большому счету, объем рекламного рынка в Грузии не больше 20 млн дол. и профессиональные рекламщики уже опасаются, что громкий скандал может сжать этот рынок до минимальных размеров, поскольку рекламодатели просто откажутся от заказов и даже расторгнут контракты до полного прояснения ситуации. А если учесть, что все без исключения телекомпании в Грузии дотационные, то итогом громкого скандала может стать крах и закрытие ряда телекомпаний.

15260 просмотров