Вестник Кавказа

Дагестан: итоги 2013 года

Главным событием уходящего года для Дагестана стало назначение/избрание на пост главы республики Рамазана Абдулатипова.
Двадцать лет назад он бы зампредом думского комитета по делам федерации и национальностей. Через год стал замминистра по делам национальностей и региональной политике. Потом занимал посты члена Комитета по делам Федерации и региональной политике, председателя Комиссии по содействию в освобождении насильно удерживаемых военнослужащих, гражданских лиц и поиску пропавших без вести во время вооруженного конфликта в Чечне, был членом ПАСЕ и МПА СНГ.
В 1997 году Абдулатипов был назначен заместителем председателя правительства Виктора Черномырдина по национальным вопросам, вопросам развития Федерации и местного самоуправления. В правительстве Евгения Примакова занимал пост министра национальной политики России. После отставки Примакова стал министром (без портфеля), курируя политику в отношении Северного Кавказа.
В 2000-х входил в состав Комитета по международным делам, Комиссии по информационной политике, Комиссии по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. Возглавлял рабочую группу по доработке предложений Совета Федерации по Чечне, был послом в Таджикистане.
В 2010–х был зампредом думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
В конце января 2013 года Владимир Путин подписал указ о назначении Абдулатипова исполняющим обязанности главы самой многонациональной республики - Дагестана, а 8 сентября он был избран президентом республики – за кандидатуру Абдулатипова проголосовали 86 из 88 депутатов дагестанского парламента.

Об итогах свой работы на новом посту Рамазан Абдулатипов рассказал корреспонденту "Вестника Кавказа". "За год произошло очень многое. Первое – восстановлена управляемость республики. Второе – мы сумели вернуть доверие народа. Конечно, одно дело – вернуть доверие народа, а другое дело – насколько мы сможем его удержать на должном уровне", - сказал глава Дагестана.

"Мы в этом году достраиваем, строим и сдаем около 80 образовательных учреждений; достраиваем, строим, приводим в порядок, реконструируем 40 лечебных учреждений. Впервые фактически в этом году мы сумели построить и завершим более 20 детских садиков. Может быть, эти цифры скучноватыми кажутся, но это работа. Впервые в этом году мы смогли перевалить за 100 000 тонн сбора винограда. В следующем году такая работа будет продолжаться. Мы реконструировали и привели в нормальное состояние около 500 км дорог, особенно по горным дорогам. У нас в ближайшее время будет соглашение с Роснефтью, чему мы предаем огромное значение. Такая работа идет достаточно активная", - подчеркнул Абдулатипов.

При этом он оговорился: "Чем больше ты работаешь, чем больше тебе что-то удается, тем больше к тебе требований. Работает такой закон возрастания потребностей. Каждое удовлетворение потребностей формирует качественно новый уровень потребностей. Это касается и потребностей народа. И они правы. Мы многое делаем, многое исправляем. Многое вытаскиваем фактически из средневековья. Такая работа будет проводиться и в дальнейшем".

Комментируя требование премьера Дмитрия Медведева усилить контроль за потреблением газа (см. "ВК" "Газ и Северный Кавказ"), Абдулатипов заявил: "Я на заседании предложил, чтобы были заключены соглашения и с МРСК, и с «Газпромом» о том, что каждый делает. Потому что независимо от того, кто допустил все эти долги, получается, что сам Дагестан. Но давайте разберемся, чьи это долги, кто виноват и кто что должен исправить, чтобы этих долгов не было. Мне представляется, очень хорошее предложение было выработано Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который сказал, что надо садиться и проводить реструктуризацию этих долгов. Рамзан Кадыров правильно говорил, долги, которые были во время чеченской войны, зачем на Рамзана Кадырова записывать? Или все долги Дагестана были до моего прихода в республику. Почему я теперь должен с этим мешком ходить? Или ищите тогда ответственных, или надо списывать эти долги и идти дальше, не загоняя себя в тупик.
Мы обсуждали развитие энергетического комплекса Северного Кавказа. Я в своем выступлении сказал, что, к сожалению, мы все сводим к долгам. А эта проблема комплексная. В частности, я сказал: «Почему за последние 20 лет в 10 раз снизилась добыча нефти в Дагестане? Или отдайте нам, или давайте развивать вместе». Второе – почему мы покупаем газ в Азербайджане или еще где-то, когда у нас около 800 млрд запасов газа. Значит надо заниматься добычей газа. Я встречался с Токаревым (Николай Токарев – председатель правления "Транснефти", - прим. ред.). Мы договорились подготовить, подписать соглашение, чтобы «Транснефть» работала нормально, чтобы не было разного рода бандитских подключений к этим трубам, чтобы не грабили. Они дают цифры, что более 100 тысяч тонн в этом году разграблено. С этим надо бороться совместно. Это главная идея, с которой я шел на первую же встречу с президентом - нужно координировать усилия всех органов власти по решению целого ряда вопросов. Эта идея остается, и она реализуется потихонечку".

13540 просмотров