Вестник Кавказа

Азербайджан и Казахстан: Запад или Восток?

Pulitzer Сenter

У оживленной дороги на окраине Баку, в неописуемо красивом поселке Фатмаи стоит небольшой, вручную выкрашенный знак, где изображен флаг Азербайджана и две стрелки, указывающие в противоположных направлениях: в сторону Европы и в сторону Азии. Это не самое подходящее место для континентального разрыва, без явных географических объектов, достойных этого различия, но Азербайджанское географическое общество, которое поставило знак в 2013 году, считает, что это и есть истинная граница между Европой и Азией. Случайному посетителю значимость этой точки не видна, но азербайджанские географы определили, что она лежит на продолжении разлома Кавказских гор. А это значит, что небольшой кусочек Азербайджана - около одной шестнадцатой территории страны - находится в Европе.

Фатмаи

Вопрос о том, является ли Азербайджан европейской страной, обсуждается уже много лет. Он лежит в основе национальной идентичности страны и ее взаимоотношений с миром. После распада Советского Союза в 1991 году Азербайджан позиционировал себя как мост между Востоком и Западом, вроде Стамбула. В 2009 году Баку стал Столицей исламской культуры, в 2012 году там прошел конкурс «Евровидение», в 2015 году - Первые Европейских игры, а в 2017 году город примет Исламские игры солидарности. «Пользуясь своим географическим положением, ресурсами и потенциалом, мы понимаем роль моста между Востоком и Западом, с корнями в историческом прошлом и ориентированным на будущее», - говорит президент Ильхам Алиев. Его дочь, вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева выступила исполнительным продюсером экранизации «Али и Нино» - книги, изданной в 1937 году. Книга стала «национальным романом», в котором любовь азербайджанца-мусульманина и грузинки-христианки воплощает положение Баку между Европой и Азией. В книге Али так говорит о своем городе:

Скорлупой был внешний город, лежащий по другую сторону древней крепостной стены. Улицы в том городе были широкие, дома - высокие, а люди алчные и суетливые. Главным в жизни того города была нефть, добываемая в нашей степи. Именно она приносила основной доход. Во внешнем городе были театры, школы, больницы, библиотеки, полицейские, красивые женщины с обнаженными плечами. Если там стреляли, то только из-за денег. Граница между Европой и Азией тоже проходила по внешнему городу. И самое главное там жила Нино. А по эту сторону крепостных стен улицы были узкими и кривыми, как восточный кинжал. Если там, за крепостной стеной, в небо вонзались вышки нефтяных промыслов Нобеля, то здесь - в пушистые облака возносились минареты мечетей.

Но географы не всегда соглашались с Али или Алиевым, утверждая, что граница между Европой и Азией пересекает перешеек Кавказа между Черным и Каспийским морями, оставляя Азербайджан в Азии. Однако усилия Азербайджанского географического общества, которые стали частью более крупного международного проекта, в том числе географов из России и Казахстана, намерены изменить эту ситуацию.

По словам директора Института географии Национальной Академии наук Азербайджана (НАНА) Рамиза Мамедова, граница начинается от линии, пролегающей  по Черному морю, которая проходя через хребет Большого Кавказа, горы Дюбрар и Кемчи и северную часть Апшеронского полуострова, продолжается и по Каспийскому морю. Здесь она соединяется с предложенной российскими и казахстанскими учеными линией, которая пролегает через Мангистауский полуостров Казахстана и, протянувшись по восточному подножию Уральских гор, соединяется с существующей границей в Северном Ледовитом океане.

Мамедов считает, что ранее не были учтены природно-географические факторы хребта Большого Кавказа, и граница, необоснованно передвинутая на север, прошла через центр Кумо-Манычской впадины. Как отметил ученый, в Азербайджане южные границы Европы определены и начинаются с вершины Базардюзю в горах Большого Кавказа, а также с Туфандага. Граница срезает территорию рядом с Ширванской электростанцией, таким образом, Сумгаит остается в Европе. Далее рубеж  проходит через нижнюю часть поселка Новханы, Фатмаи, охватывает часть поселка Мардакян. Таким образом, одна шестнадцатая часть территории Азербайджана входит в границы Европейского континента. Но сегодня ни один квадратный метр территории Азербайджана не включен в Европу.

Мамедов указывает на то, что попытки пересмотреть границы были предприняты в 1960-е годы советскими географами, которые определили, что правильная граница проходила по Кумо-Манычской впадине, где ряд небольших рек идет к северу не только от Азербайджана, но и российских кавказских регионов, таких как Чечня и Дагестан. «Там живут мусульмане. Из-за их образа жизни они не могут быть европейцами, так что их оставили в Азии. Но экономика, образ жизни - динамические факторы, которые могут изменяться. Неизменный остается лишь Кавказский разлом. И если образ жизни и обычаи изменятся за 40 лет, будем ли мы менять границу каждые 40 лет?», - вопрошает ученый.

Географические общества трех закавказских республик - Армении, Азербайджана и Грузии - были опрошены в рамках проекта по определению границы 1960-х годов на предмет того, где, по их мнению, должна проходить граница. Ученый Эдуард Мурзаев рассказывает, что тогда азербайджанская делегация утверждала, что линия должна проходить по Кумо-Манычской впадине, то есть,  они должны быть в азиатской части. Это напоминает вводную сцену из «Али и Нино», в которой русский учитель ведет урок географии в классе, в основном состоящем из мусульман:

Естественные границы Европы обозначены Северным Ледовитым океаном на севере, Атлантическим – на западе и Средиземным морем – на юге. Восточная граница Европы проходит через Российскую империю по Уральским горам, через Каспийское море и далее – через Закавказье. Некоторые ученые относят южные склоны Кавказских гор к Азии, другие же полагают, что страну следует рассматривать как часть Европы, учитывая культурное развитие Закавказья. Поэтому, дети мои, можно сказать, что отчасти и вы ответственны за то, будет ли наша страна принадлежать к прогрессивной Европе или реакционной Азии.

Профессор самодовольно улыбался. Мы притихли на некоторое время, охваченные глубиной высказываний и грузом ответственности, внезапно свалившимися на наши плечи.

Мухаммед Гейдар, сидевший на задней парте, поднял руку: «Профессор, мы, пожалуй, останемся в Азии».

Сегодня есть люди, которые считают, что Азербайджан должен остаться в Азии. Мамедов говорит, что некоторые его начальники просили его приостановить проект по определению границы, потому что он носит «слишком политический характер». «Если бы проект дошел до президента, он бы поддержал его. Он дальновидный человек и понимает такие вещи», - говорит географ.

«Али и Нино» заканчивается в стиле элегии, сожаления об умирающей красоте восточной традиции, предсказания, что Баку будет неумолимо европеизирован. Действительно, судя по тем стандартам, которые применял Али, Баку потерял свою азиатскость. Люди едят за столом, а не сидят на полу, а женщины носят короткие юбки, а не чадру. Старый город тщательно реконструирован и в настоящее время вмещает в себя европейские посольства и магазины для туристов. Даже несколько иностранных нефтяных компаний имеют офисы в отреставрированных зданиях Старого города.

Профессор истории ислама Бакинского государственного университета Алтай Гоюшов объясняет, что на протяжении большей части истории Азербайджана люди здесь не ассоциировали себя ни с Западом, ни с Востоком: «Мы знали кто мы, и мы не задумывались над этим. Это было совершенно неважно». После того, как Азербайджан вошел в состав Российской империи, сюда начали проникать русские философские идеи и тренды. Это была эпоха полемики между русскими «западниками», которые выступали за принятие европейских традиций и политических идей, и «славянофилами», которые настаивали, что западные идеи не подходят России, и она должна идти своим путем. «Тогда появилась идея о том, что Запад был развитым, а мы развивающимися, и в этом была разница между нами», - замечает Гоюшов.

Отношения между Азербайджаном и Западом стали вечной темой азербайджанской литературы задолго до «Али и Нино». Гоюшов рекомендует почитать первую современную пьесу в азербайджанской литературе – комедию «Повесть о Мусье Жордане, ученом-ботанике, и дервише Масталишахе, знаменитом колдуне», написанную в 1850 году Мирзой Фатали Ахундовым, в которой французский ученый спорит с суеверным муллой по поводу воспитания подающей надежды азербайджанской молодежи.

Постановка Азербайджанского Государственного русского драматического театра им. Самеда Вургуна 

В XIX-XX вв. Азербайджан накопил огромный пласт сатирической литературы, в которой шутки про "неразвитость" Азербайджана на фоне Европы встречались повсеместно. «Вся азербайджанская литература была такая, сравнение нас с Западом, критика нас самих и восхваление Запада – их развитость, их образование и тому подобное», - говорит Гоюшов. Последнее столетие в культурной элите Азербайджана преобладали идеи «западников», но эта монополия была разрушена в постсоветском Азербайджане. «Запад был неким идеалом и оставался таким до конца 1990-х годов, но теперь все изменилось, - отмечает Гоюшов. – Запад теряет свою привлекательность. Люди стали больше узнавать о его истинных интересах, о его жадности».

Антизападные настроения все еще далеки от преобладания в Азербайджане, но они принимают разные формы. Даже либеральные диссиденты в Баку не имеют иллюзий по поводу Запада, так как часто так называемые «западные ценности» приносятся в жертву геополитике. С другой стороны, правительство также значительно отдалилось от чисто западной идентификации.

Автор Pulitzer Сenter покинул Баку на пароме и через Каспийское море отправился в Актау.. Географ Мамедов одобрил этот маршрут: «Да, именно тут проходит граница!». Сто лет назад такое путешествие означало бы, что он покинул Европу и отправился в Центральную Азию. «Баку – последнее пристанище конок и уличных керосиновых фонарей», - писал британский журналист Стефан Грэм во время своей поездки в Баку в 1916 году. - И только в Старом городе, где жил Али – ощущается шарм этого города». Когда Грэм поплыл на восток от Баку, он написал: «Уезжая из Европы в Азию, ты сидишь на корме и смотришь на нее в последний раз. И удаляющиеся огни Баку – это огни Европы».

Актау известен как главный порт Казахстана в Каспийском море. Его улицы хорошо освещены, ходит общественный транспорт, и если бы Али увидел его, то, бесспорно, по достоинству оценил его театры, школы, больницы, библиотеки, полицию и красивых женщин с непокрытыми плечами. У Казахстана есть реальные географические основания считаться частью Европы. Согласно большинству конвенций, река Урал, которая течет от Каспийского моря на север России, представляет собой часть границы между Европой и Азией. А если новая граница азербайджанских географов будет одобрена, то около одной трети Казахстана будет располагаться в Европе.

Но означает ли это, что Казахстан европейский? Как и Азербайджан, он позиционирует себя как мост между Европой и Азией, между Востоком и Западом. Это мусульманская страна, которая граничит с Китаем, причем казахи традиционно считались кочевниками. С другой стороны, Казахстан приложил огромные усилия к тому, чтобы войти в состав UEFA, центрального управляющего органа футбольных ассоциаций, даже предложив изменить свои часовые пояса, чтобы хотя бы по времени приблизиться к центру Европы, если не получается географически. Впрочем, это не понадобилось, и UEFA принял Казахстан таким, какой он есть. Президент Нурсултан Назарбаев построил новую столицу посреди холодной степи и обозначил ее как «сердце Евразии».

«Центральная Азия с давних времен считалась перекрестком между Востоком и Западом, местом, где встречаются Европа и Азия, христианство и ислам, где не только континенты сливаются, но и происходит обмен культурными ценностями, идеями и товарами, - сказал Назарбаев в 2000 году. – Мы можем сказать, что в век глобальной интеграции, когда традиционные границы и барьеры уступают новой реальности – современным коммуникационным системам, продвинутым технологиям – наше геополитическое положение является величайшим сокровищем».

Но казахи не ощущают себя уж такими европейцами, и кажется, что все эти мероприятия по разделению границ вызвали у них скептицизм. В Казахстане есть несколько памятников, обозначающих границу между Европой и Азией, включая обелиск, построенный при Советском Союзе, в городе Уральске, а также мост через реку Урал в Атырау, где есть таблички «Азия» и «Европа».

Расберген Махмудов, геолог-нефтяник и начинающий географ, поддерживает идею о более восточной границе. Он рассказал, что начал работу над этим проектом, когда прочитал в учебнике своих внуков о старой границе, и попытался сделать так, чтобы они узнали и о новой. Махмудов настаивает, что никакого культурного значения граница между Европой и Азией не имеет, она должна основываться исключительно на географических данных, потому что ряд горных гряд Мугоджары располагается по краю Восточно-Европейской платформы. Хотя это относительно незначительная геологическая особенность, ведь большинство материков, включая Евразию, имеют свои собственные тектонические плиты. Исходя из всего этого, Махмудов делает вывод: «Евразия уже разделена. Мне просто кажется, что разделение должно быть более точным».

106835 просмотров