Вестник Кавказа

Армения: безальтернативность и наследственность

Сусанна Петросян, Ереван

7 июня в 20 общинах Армении, включая города Абовян, Алаверди и Арташат, прошли очередные выборы в органы местного самоуправления (ОМС). В 16 общинах победу одержали кандидаты от правящей Республиканской партии Армении (РПА), в основном действующие главы местных администраций. Мэрами городов Алаверди и Абовян соответственно были избраны беспартийные Карен Паремузян и Ваагн Геворгян, обоих кандидатов поддерживала РПА. В Арташате на безальтернативных выборах победу одержал также кандидат от правящей РПА, сын премьер-министра Овика Абрамяна Аргам Абрамян.

Важной особенностью выборов 7 июня стала очевидная тенденция к укреплению "семейной преемственности" в вопросах власти. По мнению обозревателя издания 7or.am Корюна Манукяна, Аргам Абрамян не первый, кто, будучи сыном высокопоставленного чиновника, принял участие в безальтернативных выборах. В частности, традицию утверждать сыновей руководителями общин ввел другой премьер-республиканец Андраник Маргарян, который "подарил" своему сыну Тарону ереванскую общину Аван.

Возвращаясь к теме безальтернативных выборов, отметим, что они состоялись в 9 общинах. В целом, безальтернативные выборы не являются новым явлением для выборов в ОМС. Нередко некоторые кандидаты выдвигаются чисто номинально, часть из них впоследствии снимает свои кандидатуры или фактически не ведет никакой предвыборной борьбы. То есть часто победители в выборах в ОМС становятся известны еще до начала голосования. Однако столь откровенные безальтернативные выборы при наличии одного единственного кандидата, да еще и в половине общин, проводятся в Армении впервые. Таким образом, ранее завуалированная тенденция в проведении безальтернативных выборов в ОМС стала открытой. Это обстоятельство можно считать важной отличительной особенностью прошедших 7 июня выборов в ОМС.

Правящая РПА всегда придавала важное значение выборам в ОМС. По сути, здесь выработался некий взаимовыгодный механизм, когда имеющая огромные финансовые, людские, информационные и администартивные ресурсы РПА оказывает мощную поддержку своим выдвиженцам на местах. В свою очередь, уже будучи избранными, руководители общин оказывают большую поддержку РПА на парламентских и президентских выборах, обеспечивая нужное количество голосов. В условиях отсутствия кандидатов от оппозиционных партий указанная схема работает практически безотказно. Необходимо отметить, что оппозиция не принимает участия в выборах в ОМС, исходя из таких объективных причин как недостаток ресурсов. В предыдущие два года наиболее ресурсная оппозиционная партия "Процветающая Армения" выставляла своих кандидатов в ряде общин, и нередко они добивались успеха. Однако в настоящее время эта партия испытывает известные трудности, из-за чего она, также как и другие оппозиционные силы, продемонстрировала пассивную позицию и на выборах 7 июня.

Нельзя сказать, что оппозиция не способна сконцентрировать свои ресурсы и бороться на выборах в ОМС. Однако выборы в ОМС, помимо скрытой или откровенной безальтернативности, имеют и другую характерную черту - график проведения выборов в ОМС никогда не бывает четко очерчен, в отличие от демократических стран. Ввиду этого предвыборная кампания на выборах этого уровня в Армении проходит как-то незаметно. Если бы муниципальные выборы проводились по всей стране в один и тот же день (как во Франции), то оппозиция имела бы возможность системно подготовиться к этому мероприятию. Не похожа Армения в этом вопросе и на федеративные страны, где каждый отдельный штат или земля имеют свою политическую карту. Если бы выборы в ОМС проводились четко по регионам, то оппозиционные партии, могли бы сконцентрировать свои ресурсы именно в этих регионах. О том, что оппозиция способна навязать властям политическую борьбу в регионах, свидетельствует референдум по вопросу укрупнения общин, проведенный 17 мая в трех областях - Тавуше, Лори и Сюнике. В частности, радикально оппозиционная партия "Армянский национальный конгресс" (АНК) сконцентрировала свою борьбу в 2 из 3 регионах, и в обоих местах (Тавуш и Лори) АНК достиг политического успеха. Это говорит о том, что при правильной организации дела вполне возможно достичь успеха в регионах.

Однако самая главная причина того, почему оппозиция весьма пассивно реагирует на выборы в ОМС, кроется в самой системе местного самоуправления. Необходимо отметить, что эта система малоэффективна. Речь идет о том, что полномочия местной власти достаточно ограничены, бюджеты в регионах небольшие и местная власть очень сильно зависит в своих финансовых вопросах от центральных властей, в данном случае от Министерства территориального управления и чрезвычайных ситуаций. Это ведомство занято тем, что распределяет часть центрального бюджета в качестве дотации из центра в общины. Естественно, шансов на получение дотации из центрального бюджета у республиканцев гораздо больше, нежели у представителей других партий. Говоря о пассивном отношении оппозиционных политических сил к выборам в ОМС, заметим, что оппозиция не выставляет кандидатов на выборы в ОМС не только потому, что ей не хватает ресурсов, а еще и потому, что, добившись какого-то успеха на муниципальных выборах, она становится по многим параметрам подконтрольной центральному правительству. То есть отсутствие большого интереса оппозиции к выборам в ОМС объясняется тем, что оппозиция не видит перспектив реальной политической власти даже в случае победы на выборах этого уровня.

Описанная система местного самоуправления создана не сегодня, она существует уже почти 15 лет. По убеждению некоторых аналитиков, весь парадокс ситуации состоит в том, что стране необходимо не Министерство территориального управления, а Министерство регионального развития. Ряд серьезных экспертов считает, что нужно менять не систему управления страной (с президентской формы правления на парламентскую), а внести конституционные изменения в систему местного самоуправления. К сожалению, эта точка зрения не находит понимания в высших эшелонах власти. До тех пор, пока будет существовать указанная система, предполагающая партийный подход в распределении дотаций из центра по регионам, ожидать каких-либо положительных перемен в вопросах формирования власти на местах не стоит.

9445 просмотров