Вестник Кавказа

Армения-Турция: начало изменения климата в регионе

Сусанна Петросян, Ереван
Церемонию подписания армяно-турецких протоколов транслировало 70 телеканалов. Весь процесс от парафирования до подписания протоколов, вызвал широкий резонанс в мире. Поддержку процессу нормализации отношений между Ереваном и Анкарой, важнейшим элементом которого стали протоколы о развитии двусторонних и об установлении дипломатических отношений, выразили Вашингтон, Москва, Брюссель. Президент США Барак Обама подтвердил официальную позицию Вашингтона в том, что процесс нормализации отношений должен проходить без предварительных условий и не должен быть связан с карабахским урегулированием. По словам официального представителя МИД России Андрей Нестеренко, установление отношений между Арменией и Турцией будет способствовать разрядке напряженности, укреплению мира и безопасности в закавказском регионе. Согласно докладу Еврокомиссии, открытие армяно-турецкой границы и улучшение отношений между двумя странами приведет к стабильности в регионе.

Процесс, предшествовавший подписанию, проходил болезненно и в обществах обоих государств, и в армянской диаспоре. Сложность процесса и неприятие некоторыми силами протоколов нашло отражение и в церемонии подписания, во время которой произошел "сбой". Армянская сторона выразила протест в связи с тем, что в тексте заявления турецкой стороны по итогам подписания армяно-турецких протоколов был упомянут Нагорный Карабах. В результате переговоров, которые шли более трех часов при посредничестве госсекретаря США Хиллари Клинтон, удалось изменить текст выступления главы турецкого МИДа. Однако запланированного трехминутного выступления участников подписания так и не состоялось.

Учитывая тяжелый груз прошлого (отсутствие дипломатических отношений и закрытую в течение 16 лет со стороны Турции сухопутную границу) подписание протоколов стало важным событием для обоих государств. Некоторые наблюдатели в Ереване считают, что это лишь первый шаг на пути очень долгого и сложного процесса по нормализации отношений. По словам директора института востоковедения Академии наук профессора Рубена Сафрастяна, речь идет не о сближении Армении и Турции, а о начале процесса нормализации отношений: «Это длительный процесс, и пока нет никаких оснований для того, чтобы говорить о сближении».

Следующим этапом должна стать ратификация протоколов парламентами обоих государств. Учитывая, что большинство мест в Национальном собрании Армении принадлежит парламентариям от правящей коалиции, все три партии которой выразили безоговорочную поддержку политике президента, можно предположить, что процесс ратификации пройдет относительно гладко.

Что касается ратификации в турецком парламенте, то, по мнению Сафрастяна, Турция попытается оттянуть этот процесс, чтобы оказать давление на Армению в карабахском вопросе. Подтверждением этого стало заявление премьер-министра Эрдогана: "В случае разрешения проблем между Турцией и Арменией рождаются широкие возможности сотрудничества во всех областях. Мы открыли проход к такому пути. Конечно, последнее слово за турецким парламентом. Сейчас наша цель - чтобы между Арменией и Азербайджаном карабахский вопрос решился в том же русле. Как только эти проблемы войдут в русло разрешения, наша общественность еще более усвоит проблему нормализации отношений. Ратификация протоколов в турецком парламенте облегчится".

Скорее всего, это высказывание нацелено, во-первых, на так называемого "внутреннего пользователя", то есть на тех, кто негативно относится к процессу сближения с Арменией. Это и националистические силы, и часть генералитета и часть государственного аппарата. Во-вторых, на азербайджанское лобби, которое также работает против ратификации. (При этом в Турции есть много влиятельных сил, выступающих за нормализацию армяно-турецких отношений).

Очевидно и наличие прямого давления на Анкару со стороны США и опосредованного давления со стороны Евросоюза, которому Турция хочет продемонстрировать успехи в разрешении одной из своих проблем. По мнению директора центра евроинтеграции Карена Бекаряна, для Турции добиться прогресса в армянском вопросе легче, чем в курдском.

Между тем директор Института Кавказа Александр Исканадарян считает, что серьезные изменения уже произошли: «Изменился климат в регионе. Закрытых границ не бывает. Думаю, что граница откроется, когда это произойдет - не знаю. Но что мне кажется важным, уже открыта «ментальная граница». Дело в том, что, несмотря на все споры, "армянский вопрос" уже стал фактором внутренней политики Турции. А в Армении стали говорить о Турции не только в историческом контексте, но и в контексте реальной политики».
17730 просмотров