Вестник Кавказа

«ЗВЕЗДНАЯ ВОЙНА» КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ ЭТНОКУЛЬТУР

Олег Кушаты
Семейный конфликт известных родителей – бизнесмена Руслана Байсарова и актрисы Кристины Орбакайты – вышел за рамки светской хроники. Специалисты говорят о нем, как о проблеме столкновения различных этнокультур в России. На бытовом уровне подобные конфликты у россиян возникают часто, но далеко не все они становятся достоянием общественности.

У жителей Кавказа не принято решать свои семейные проблемы публично, тем более когда речь идет о судьбе детей. Тайны семьи здесь не редко остаются чуть ли не вечными. Не секрет, что даже многие дети так и не узнают при жизни, что они, например, могут быть не родными своим родителям. Бывают тайны и другого рода. Щекотливость проблем не позволяет вольно обращаться с ними. Семейная этика – это одна из объединяющих кавказские народы категорий. Потому громкий скандал, разразившийся в «звездном семействе» Байсарова – Орбакайте по поводу 11-летнего сына Дени многие поначалу воспринимали как один из эпизодов столичной светской хроники, драматичную иллюстрацию жизни богатых и тоже иной раз плачущих людей.

Однако на минувшей неделе Руслан Байсаров дал понять, что не желает относиться к борьбе за сына как к публичной акции. На пресс-конференции в редакции газеты «Аргументы и факты» его адвокат подчеркнул, что Руслан Байсаров был категоричный противник придания гласности деталей спора за местожительство сына. На пресс-конференции Руслан Байсаров и адвокат Александр Городнинский апеллировали к российскому законодательству (отец несет ответственность за ребенка до наступления его совершеннолетия) и к патриотическим чувствам россиян (образование в России не хуже, чем в Америке). Но за всем этим стоит, как отмечают специалисты, строгое следование этнической культурной традиции. Вопросов отцу 11-летнего Дени было задано немало, но первым прозвучал вопрос о том, правда ли, что Руслан Байсаров грубо обращался с гражданской супругой Кристиной Орбакайте и даже, мол, однажды разбил ей нос.

«Я не разбивал Кристине нос… К Кристине я отношусь с большим уважением и даже больше чем хорошо. Это знают мои друзья. У меня никогда не было с ней больших разногласий. Что касается вопроса о моем возможном пиаре… Это для меня очень больной вопрос. Я мусульманин и вот так сидеть перед журналистами и обсуждать проблемы семьи для нас очень тяжело. Все это будут читать в Чечне, моя мама, родственники. Не в мою пользу ситуация, для меня она даже оскорбительна. К тому же я не пою, политикой не занимаюсь, какой смысл мне добиваться какого-то пиара? Прийти сюда меня уговорили адвокаты Александр и Виктория. Они сказали: «Руслан, ты выглядишь во всей этой истории усатым горцем с кинжалом, который увез сына и окопался где-то среди скал. Приди к людям и скажи им, что ты не воровал его». Как отец может своровать своего сына? Да, я ездил в Чечню и детям моим это нравится. В Чечню ездили и Алла Борисовна, и Кристина. Чечня – такая же территория России, как и другие. Как отец я хочу, чтобы мой сын жил до наступления совершеннолетия в России, и имею на это право. Я не знаю, что с ним может произойти за океаном. Он еще мальчик. Кристина решила, что он должен получить хорошее образование. Я только за это. Но только после наступления совершеннолетия. Я получил образование в России и против его отъезда в другую страну. В этом у нас заключается разногласие. Но подобные разногласия случаются чуть ли не в каждой семье».

В пресс-конференции принял участие и Дени Байсаров. Адвокаты Критины Орбакайте выразили по этому поводу протест, заявив, что приводить ребенка на пресс-конференцию безнравственно. Реакция Байсарова на этот протест пока неизвестна.

Специалист в области межэтнических отношений Тимур Музаев полагает, что в этой истории позиция Байсарова соответствует этическим нормам национального менталитета: «У кавказских народов сын всегда ближе к отцу и при распаде семьи принято, чтобы сын оставался в семье отца. Здесь он должен получить воспитание. Конфликт между родителями Дени связан с конфликтом двух цивилизационных этик: с одной стороны московская, а с другой – кавказская. Конфликт болезненный для семьи, особенно для ребенка. Такой конфликт должны разрешить родители, а не журналисты».

Но для российского общества подобные столкновения различных этнокультур в семьях не редкость. В многонациональной стране иначе и быть не может. Некоторые эксперты убеждены, что такие проблемы должны решаться на основании общегражданского права. Но еще лучше, считает Тимур Музаев, людям просто понять друг друга и ради своего ребенка отыскать наиболее приемлемый вариант разрешения противоречий, несмотря на различные этнокультурные ценности.
28235 просмотров