Вестник Кавказа

ВОЙНА НА МОРЕ

Георгий Зедгенидзе, Тбилиси. Специально для ВК
Президент Грузии Михаил Саакашвили и глава МИД Турции Ахмед Давудоглу достигли договоренности об освобождении капитана турецкого сухогруза «Buket» Мэхмеда Остурка, который приговорен грузинским судом к 24 годам лишения свободы за провоз контрабандного (с точки зрения грузинского законодательства) топлива в Абхазию.

РЕШЕНИЕ ИЗГНАННОГО СУДА

Суд над гражданином Турции Мехметом Остурком проходил в Кутаиси. Его судила коллегия городского суда Гагра-Гудаута под председательством судьи Гелы Кирия. Эта коллегия - часть институтов Абхазской автономной республики (в изгнании), структуры которой с 1993 года функционируют в Тбилиси и Кутаиси, а до августа 2008 года располагались еще и в Кодорском ущелье Абхазии.

Сам Гела Кирия тогда отказался прокомментировать ВК вердикт суда: «Пока опубликована лишь резолютивная часть приговора, а обоснование решения будет обнародовано позже. До этого момента я, как судья, вынесший решение, не имею права ничего комментировать». Однако судья Сухумского городского суда (также действующего в Кутаиси) Вахтанг Тордия рассказал ВК, что огромный срок получился в результате сложения нескольких преступлений, ведь Остурк неоднократно нарушал границу, а значит и законы Грузии.

Комментируя решение суда, министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба сообщил ВК о предстоящих ответных мерах Абхазии: «Наше терпение на исходе. Если международное сообщество не заставит Грузию прекратить пиратские действия, мы будем вынуждены принять адекватные меры, то есть задерживать и досматривать иностранные суда, идущие в Грузию».

Отвечая на эту угрозу, начальник Службы государственного реестра Департамента морского транспорта Единой транспортной администрации Грузии Валериан Имнаишвили назвал ее нереальной: «Сами абхазы, без участия ВМФ России не смогут этого сделать. У них нет военных судов, способных выходить в открытое море. Маршруты международного судоходства в грузинские порты Поти и Батуми проходят довольно далеко от берегов и акватории Абхазии».

Одновременно источник в парламенте Грузии в интервью ВК намекнул, что Россия вряд ли напрямую вмешается в конфликт: «Примечательно, что президент Абхазии обращается за помощью в этом вопросе не к Дмитрию Медведеву, а Хавьеру Солане и Николя Саркози. Именно им адресовано его открытое письмо с призывом «остановить пиратство Грузии на море». На самом деле русским не очень нравится сближение между Абхазией и Турцией, поэтому они никогда не мешали нам арестовывать суда-нарушители. Кроме того, им необходимо держать Багапша на крючке социальных проблем, вызванных в том числе нехваткой топлива, в преддверии президентских выборов в Абхазии, чтобы заставить его согласится с кандидатурой Москвы на пост вице-президента и будущего премьер-министра Абхазии».


СУРОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Переговоры Саакашвили и Давудоглу не были легкими. Анкара недвусмысленно намекнула Тбилиси о возможности ухудшения двусторонних отношений в случае, если приговор гражданину Турции не будет смягчен. А Грузия (особенно после пятидневной войны) слишком зависит от Турции в экономическом плане, чтобы не учитывать ее «просьбы». Причем, наблюдатели обращают внимание: это не первый случай, когда грузинские власти принимают эмоциональные, формально законные решения, а затем сами их дезавуируют, столкнувшись с суровой политической реальностью.

Изначально капитан сухогруза, задержанного 17 августа недалеко от абхазского побережья, был приговорен к тюремному заключению «за провоз контрабанды». На первый взгляд, дело обыденное - контрабанда есть контрабанда. Однако интерес к «обыденному делу» нарастает по мере ознакомления с деталями. Тот факт, что Остурк был приговорен к 24 годам, навел экспертов на мысль - речь идет о провозе сухогрузом необогащенного урана для террористов «Аль-Каиды». Иначе столь жесткий приговор объяснить трудно. Во всяком случае, мировая практика не знает прецедентов настолько сурового наказания за незаконный переход границы, либо за провоз контрабандного топлива. Сухогруз вез две тысячи тонн бензина и 700 тон мазута.

Создавшееся положение дает обильный материал для продолжения нескончаемого спора о понятии «суверенитет», продолжающегося уже несколько веков. Судя по всему, нынешнее руководство Абхазии придерживается определения, что суверенитет – это реальный контроль над ситуацией и способность отстоять свою позицию несмотря ни на какое давление, а не совокупность норм международного, либо национального права. Таким образом, существует реальная опасность, что в ближайшее время спор будет продолжен на морских просторах в ходе сражений между грузинскими и абхазскими военными катерами. Причем, последнее слово может остаться все-таки за Россией, которая держит мощную группировку в абхазской акватории, а значит и «более суверенна», чем две другие участницы многолетнего конфликта.
20400 просмотров