Вестник Кавказа

АНКЛАВНАЯ ГЕОЭКОНОМИКА

Александр Караваев
Учитывая родовые связи семьи Алиевых с Нахичеванью, в публицистических кругах этот анклав считают «колыбелью» современной политической жизни Азербайджана. Однако сегодня он может стать еще и ареной для реализации крупных региональных проектов. Анклав расположен на пересечении геополитических зон влияния Южного Кавказа и Среднего Востока и уже стал зоной безопасных рекреационных проектов и приграничных торговых отношений в треугольнике Турция-Азербайджан-Иран. Учитывая возможные изменения в армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношениях, «нахичеванский перекресток» может стать уникальным ресурсом в реализации механизмов миротворческий политики Азербайджана. Он может стать местом налаживания армяно-азербайджанского диалога на региональном уровне.

Что нужно для развития этого азербайджанского региона?

Первое. Политическая воля Баку - учитывая географическую оторванность региона от «большой земли» и обрыв старых, действовавших в советский период, коммуникаций через Армению.

Второе. Качество административного управления.
В автономии сложилась достаточно подготовленная молодая команда, готовая поддержать реализацию международных проектов. Мэру столицы автономии Вугару Сафарову 34 года. Ведомственные и коммунальные службы города, отвечающие за безопасность, связь, транспорт и другие услуги, работают на самом высоком уровне.

Третье. Развитая инфраструктура.
Автономия не испытывает проблем с электроэнергией. Ее высоковольтная линия уже поддерживает транзит энергии между Ираном и Турцией. Вскоре Нахичевань станет экспортировать собственную электроэнергию. Расширенна местная автомагистраль от границы с Турцией до границы с Ираном (город Джульфа). Вдоль трассы проложен сегмент транс-евразийского оптико-волоконного кабеля для поддержания широкополосного формата интернета. В автономии строится газохранилище на 300 млн кубов для сохранения ресурса обеспеченности газом в случае проблем с поставками из Ирана (свопом из Азербайджана). Буквально за год был построен сборочный автозавод с конвейером по производству линейки китайских автомобилей Lifan с лицензионными двигателями BMW. После Гянджинского автомобильного завода, собирающего УАЗ, и Бакинского автозавода это третье автосборочное предприятие Азербайджана.
Нахичеванский бизнес работает с партнерами из Турции и Ирана. При этом у нескольких отраслей нахичеванской экономики, связанных с поставками с «большой земли», существуют ограничения развития - транспортные издержки, тарифные таможенные надбавки на определенный ряд продукции при прохождении автотранспортом иранской территории до границы с Азербайджаном в Астаре. Нахичеванцы стараются обходить эти препятствия. Так, учитывая стоимость цемента при изготовлении стройматериалов, местные строительные компании освоили производство высокопрочного кирпича в печах газового обжига из местной глины. По уровню стойкости они не отличаются от цементных. Регион производит собственную алкогольную продукцию (тутовую и кизиловую водку, пиво), продукцию переработки фруктовых плодов (соки, джемы).

Четвертое. Транзитный потенциал.
Значительное число нахичеванских предпринимателей имеет бизнес интересы и торговые связи с Россией, для которой Нахичевань может стать в ряду дополнительных и надежных «ворот» на Средний Восток. В советские времена транспортная линия Туапсе-Нахичевань-Джульфа-Тегеран была элементом коридора «Север-Юг» (Мурманск-Ленинград-Москва-Харьков-Ростов-Туапсе), в общей сложности он мог обеспечивать перевалку до 50 млн тонн грузов. Советско-иранский железнодорожный переход Джульфа обладал пропускной способностью 3,5 млн тонн в год. В 1970-1980-х за счет так называемого иранского транзита СССР получал до 3 млрд дол. в год. Однако ирано-иракская война, а затем конфликты, разгоревшиеся при образовании независимых государств на Южном Кавказе, привели к блокировке этих маршрутов.
Не исключено, что в результате конструктивных изменений во взглядах армянского руководства и ее элиты на карабахский конфликт можно будет всерьез обсуждать открытие железнодорожного сообщения от Джульфы до Баку и от Нахичевани до Тбилиси. Это вернет Нахичевани и Джульфе статус ключевого транспортного узла региона. В июне 2001 года Баку дал согласие на соединение транспортных магистралей России с Ираном путем строительства моста через реку Астару и короткого (170 км) железнодорожного пути Имишли-Парсабад с выходом на существующую ветку в Тебриз. По ряду геополитических причин реализация этого проекта затягивается. С перспективой разблокирования Джульфинского железнодорожного сообщения и введением в строй магистрали Баку-Тбилиси-Карс этот маршрут, возможно, станет не менее интересен для Ирана, имеющего единственную железнодорожную коммуникацию с Турцией по старому британскому маршруту, использующему паромную переправу через озеро Ван.
26405 просмотров