Вестник Кавказа

ВОЙНА – ВЗГЛЯД С ЮГА РОССИИ

Лада Леденева, Ставрополье
Начало вооруженного грузино-югоосетинского конфликта долго будут помнить и в Пятигорске. 8 августа здесь будут вспоминать о том, как докрасна раскалились телефоны в официальных кабинетах, как люди звонили и предлагали помощь, спрашивали, в чем нуждаются пострадавшие. Сразу же откликнулись национальные диаспоры. Армянская – первой организовала сбор гуманитарной помощи.

"Мы были удивлены, но армянская диаспора в первые же дни собрала целый автобус продуктов. Они сами доставили их в Цхинвал, - рассказала ВК директор Дома национальных культур Пятигорска Эмма Дзитиева. У нее, осетинки по национальности, 20 лет прожившей в Осетии, в Цхинвали в те дни оставался брат. - Я была просто поражена тем, какой это сильный духом народ. За эти 20 лет (со дня столь же кровавой войны при Гамсахурдиа) они стали такими. Пока в Цхинвале продолжались боевые действия, я разговаривала с братом по мобильному телефону. При этом плакала я, а он меня успокаивал".

В те дни в администрации Пятигорска был создан оперативный штаб, власти определили пункты приема гуманитарной помощи, куда несли все: одежду, обувь, белье, продукты, деньги, постельные принадлежности. С призывом о помощи пострадавшим выступали местные СМИ.

"Причем, все было новое - люди специально покупали, чтобы передать в Цхинвал. Те дни показали, насколько у нас дружный, хороший народ. Огромный груз собрали в осетинской общине под названием "ИР". В нашем Доме дружбы стояла целая гора коробок, буквально до потолка. Единственный вопрос, который перед нами встал - как все это доставить в Цхинвал, ведь у нас нет своего транспорта. Администрация Пятигорска выделила автобус, но водитель не очень обрадовался такой командировке. Тогда сопровождать его вызвались две женщины-пятигорчанки - русская и осетинка. В результате, они вместе доехали до Владикавказа, а там им уже выделили другой автобус и сопровождение от МЧС. Я сразу сказала - все передавать только лично в руки пострадавшим, взять пару улиц и какое-нибудь село на окраине Цхинвала, и все раздать. Так и сделали", - вспоминает Эмма Дзитиева.

Все дни, пока длился обстрел Цхинвали, ее родной брат вместе с соседями (всего около 20 человек) прятались в подвале его дома. "У него свой дом на улице Сталина, который грузинские военные бомбили сутки напролет, потом, как вы знаете, захватили город. В результате, из трех комнат дома в какой-то степени уцелела только одна, две другие до сих пор не восстановлены. Вообще, если посмотреть сегодня на город с высоты, со стороны кладбища - это сплошь новые крыши, крыши домов починили, да. Но в целом власти недовольны ходом восстановительных работ, их нужно активизировать. Еще бы - более 8 млрд рублей выделено на восстановление… Так вот, когда ополченцы и российские военные освобождали город, по воротам дома моего брата открыл огонь грузинский танк. Хорошо, что он не успел полностью расстрелять ворота, а то погибли бы все, кто там укрывался", - рассказала Эмма Дзитиева.

В те августовские дни в Пятигорске была открыта круглосуточная "горячая линия" для оперативного приема и передачи информации о беженцах и переселенцах из Южной Осетии. На призыв осетинской общественной организации "ИР" откликнулись все национально-культурные объединения города. Беженцы, прибывшие частным порядком, были приняты в МУП "Социальная поддержка населения", обеспечены проживанием, горячим питанием, медицинской и психологической помощью. Около 100 детей из Южной Осетии прошли курс комплексной медико-психологической реабилитации на базе пятигорского санатория "Родник".

Как сообщили в администрации Пятигорска, в городе-курорте живет около 250 осетин, многие из которых связаны родственными узами с пострадавшими в военных действиях. Печальная дата грузино-югоосетинского конфликта будет отмечена в каждом доме, которого коснулась трагедия.
12720 просмотров