Вестник Кавказа

ГУМАНИТАРНАЯ КАТАСТРОФА В ЧЕЧНЕ

Тимур Уцаев, Грозный
По поводу критического состояния дел в сфере охраны памятников истории и культуры Чечни бьют тревогу давно. Древние захоронения обнаруживают в карьерах, где продолжается добыча глины, песка или грунта. Под лопатами «черных археологов» гибнет история края - идет разграбление могильников на Сержен-Юртовском направлении, в предгорной части, в интернет выкладывают всевозможные раритеты. Все это ученые называют приближающейся гуманитарной катастрофой не только общероссийского, но и мирового масштаба.

«Раньше для республики было характерно бережное отношение и к природе, и к своему историческому прошлому, сегодня же картина изменилась. Не только военные разрушают памятники истории и культуры Чечни, но и не редко сами жители республики», - говорит президент Академии наук ЧР Шахрудди Гапуров.

УЧЕНЫЕ VS МИНОБОРОНЫ

Историческое наследие вайнахов остается предметом продолжающихся судебных тяжб между правительством Чечни и Министерством Обороны РФ. В прошлом году чеченский Арбитражный суд признал недействительной регистрацию права постоянного владения земельными участками в Веденском и в Шатойском районах, которое было зарегистрированных на квартирно-эксплуатационное управление Северо-Кавказского военного округа Минобороны РФ. Здесь расположена часть земель Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, включенного в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

«После создания в 1988 году музея-заповедника была разработана программа по восстановлению памятников архитектуры, планировалось отреставрировать 17 объектов, но к середине 1990-х успели восстановить только два объекта. С 1994 года по 2000 год было разрушено 25 культурно-исторических памятников. Режим сохранности исторического наследия сегодня не действует. Более полусотни уникальных памятников находится на грани развала. Для их восстановления нет денег», – рассказал директор музея-заповедника Саид Саратов.

Более того, по словам Саратова, существуют планы по организации охотничьего хозяйства на территории заповедника. Музейщики не могут этому противостоять, поскольку документы, которые были оформлены при открытии музея-заповедника, утеряны. Кроме того, чтобы провести размежевание и паспортизацию всех объектов исторического наследия, необходимы значительные финансовые вложения.

В уникальном природном музее-заповеднике, расположенном на территории в 240 тыс. га представлены две мировые культуры - каякентско-харачоевкая и кобанская. Человек жил в этих краях еще в каменном веке. Здесь сохранились уникальные архитектурные подземные комплексы, которые позволяют говорить о взаимосвязи культуры вайнахов с древнейшей цивилизацией Средиземноморья. По данным культурно-исторических экспертиз, парусные веерообразные перекрытия, возведенные без использования цемента, строились в V веке, верхний потолок этих сооружений относится к ХVII веку. (См. фото) Такие сооружения расположены в селе Хой и представляют собой 175 боевых и полубоевых башен. Они были возведены в средневековом городе, который выдержал нашествия татаро-монгол и Тамерлана.

Сейчас Минобороны собирается строить полигон на заповедной территории, хотя от военных снарядов уже и так пострадало много башен и склепов. Если силовики продолжат освоение заповедных земель, то заповедник прекратит свое существование. По приглашению Управления пограничной службы ФСБ по ЧР в эти дни межведомственные делегации из Грозного посетили музей-заповедник не с инспекцией, а с культурной экспедицией.

Республиканские органы применяют меры морального воздействия на военных а, по мнению ученных, необходимо постоянно работать с силовиками, чтобы исключить повторение актов вандализма.



ЧЕЧЕНСКИЙ СЛОН

Проблемной остается и музейная сфера Чечни. В ходе боевых действий этим учреждениям был нанесен колоссальный ущерб - здания оказались в руинах, а около 90% музейных фондов, формировавшихся десятилетиями, было утрачено. Музей изобразительных искусств им. Захарова с его богатыми коллекциями живописи, скульптуры, графики, предметами декоративно-прикладного искусства практически перестал существовать.

Музейная деятельность в Грозном оживилась после открытия восстановленных площадей, а также презентации этнографической экспозиции и выставки картин известных чеченских художников. Сейчас в Москве на реставрации находится 98 картин, из которых 76 уже отреставрировано и хранится во Всероссийском музейном фонде и Третьяковской галерее. Полотна обещали вернуть, как только будут созданы соответствующие условия для их хранения в Национальном музее Чечни, объединяющим два бывших республиканских музея - краеведческий и изобразительных искусств.

Сегодня идет подготовка к открытию экспозиционных залов для выставок археологических коллекций. «Надеемся к 85-летию Национального музея, в ноябре осуществить свои планы», - говорит директор музея Ваха Асталов. Пока же останки недавно обнаруженных в карьере вблизи Грозного костей южного слона, переданные местными жителями, поместили на хранение в специальные ящики.

Самой свежей археологической находке музееведы рады несказанно, ведь еще несколько лет назад более четкие останки южного слона, найденные неподалеку от селения Горагорск, хозяева карьера отказались передать в музей. По словам ученых, южный слон на территории нынешнего ЮФО обитал десятки тысяч лет назад. Его кости на днях обнаружили и в соседнем Ставропольском крае. Но жители Чечни подобные материальные памятники своего края могут увидеть только на фотографиях.
19190 просмотров