Вестник Кавказа

Джавахетия: Победа разума над национализмом

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
На днях в армянонаселенном регионе Южной Грузии Самцхе–Джавахети, который сами армяне называют Джавахком, произошел мощный взрыв. Он был такой силы, что взрывная волна эхом прокатилась от города Ахалкалаки вплоть до отдаленного горного села Чунчха – одного из самых высокогорных в Грузии. Тем не менее взрыв не привел к поиску причин политического характера и не вызвал никакой напряженности в регионе, где, как уже отмечал «ВК», в последнее время заметно осложнилась ситуация. Дело в том, что взрыв страшной силы носил сугубо мирный характер: взорвали котлован и заложили фундамент Ахалкалакской железнодорожной станции. Это один из важнейших объектов стратегической железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс – Стамбул.

За взрывом, вместе с госминистром по региональному развитию и инфраструктуре Грузии, Рамазом Николаишвили, наблюдал руководитель ОАО Azer Road Service министерства транспорта Азербайджана Джавид Гурбанов. После символической закладки фундамента они пообщались с рабочими, значительная часть которых – местные армяне.

По заявлению Николаишвили, проект строительства железнодорожной ветки Марабда – Тетрицкаро – Цалка – Ахалкалаки - Карцах осуществляется в три этапа. Уже достроен 29-километровый участок Марабда - Тетрицкаро, проведена реабилитация железнодорожного вокзала «Девяти братьев», строится кирбулахский железнодорожный мост, близится к завершению строительство вокзала в Карцахе. Продолжается строительство новой 25-километровой ветки на участке Ахалкалаки - Карцах.
Грузинский министр сделал особый акцент на создании новых рабочих мест для местного, преимущественно армянского, населения: «После завершения строительства ахалкалакского вокзала, здесь будет работать 550 человек, на всем участке Марабда - Карцах – около 4 000, большинство которых составит местное население».

Во многом именно по этой причине, стратегически важный для всего региона проект, на осуществление которого Азербайджан выделил около полумиллиарда долларов, до сих пор осуществляется без заминок. А ведь несколько лет назад, когда ЖД магистраль только проектировалась, было много разговоров о том, что она встретит сопротивление именно в Джавахети. Но очевидная экономическая выгода и бесспорно мирная направленность проекта сыграли благотворную роль. Проявилось пресловутая soft power и даже самые активные, либо провокационно настроенные элементы местного сепаратистского движения не смогли «подбить» людей на противодействие и акции саботажа. Все дело в бесспорной выгодности проекта для каждого жителя региона как в процессе ее осуществления, так и после задействования железнодорожной магистрали, связывающей Южный Кавказ с Турцией, а после скорого завершения строительства тоннеля под Босфором, и с Европой.

За последние годы, Азербайджан и Грузия уже осуществили несколько коммуникационных проектов. В том числе нефтепроводы Баку - Тбилиси - Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан а также газопровод Баку - Тбилиси – Эрзрум. Но железная дорога, в некотором отношении, не уступает, а может и превосходит их своим значением, поскольку имеет человеческое измерение: обеспечивает не только транспортировку грузов, но быстрое и комфортное передвижение людей на огромные расстояния наиболее удобным и дешевым транспортом.

Министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов заявил, что строительство железной дороги планируется завершить до конца этого года, а в следующем магистраль будет полностью сдана в эксплуатацию. По Баку – Тбилиси - Карс будут осуществляться и пассажироперевозки посредством самых современных поездов. Сейчас переговоры о закупке новых составов ведутся с Испанией.

Грузинская сторона настроена еще более оптимистично. Рамаз Николаишвили утверждает, что первые составы по маршруту Баку – Тбилиси - Стамбул пойдут уже к концу текущего года. То есть, недалек день, когда граждане Грузии и Азербайджана, впервые за последние 20 лет, смогут ездить в Турцию, а затем и в Европу, не на автобусе, а наиболее комфортным для пассажиров транспортом.

Железная дорога станет важнейшим фактором экономического развития для региона. Она свяжет кратчайшим путем даже внерегиональные государства - интерес к ней проявляют страны Центральной Азии и даже Китай. По мнению специалистов, железнодорожный транспорт не теряет актуальности и полезности из-за постоянного роста цен на бензин, а потому диверсификация путей поставок остается приоритетом. Особенно для стран – экспортеров.

Кроме всего прочего, в Тбилиси считают «синдром ахалкалакской станции» подтверждением правильности подхода к решению проблемы Джавахети со стороны грузинских властей. Как заявил «ВК» конфликтолог Паата Закареишвили, «если грузинское государство будет твердо стоять на ногах, осуществлять вместе с партнерами разные экономические и инфраструктурные проекты, создавать рабочие места и вызывать прагматичный интерес у местного населения, никто извне не сможет дестабилизировать обстановку в регионе. Внешние силы и определенные группы влияния пытались и будут пытаться повлиять на ситуацию, но главное, чтобы государство было на высоте. В этом случае, кто бы что не «химичил» извне, для Грузии не будет поводов для беспокойства. Что касается Армении – ей необходимы хорошие, ровные отношения с Грузией. Не потому что они такие «ангелочки», просто Армения прагматично не заинтересована в дестабилизации обстановки. Хотя я вовсе не исключаю, что там есть определенные группы влияния, которые думают и действуют по-другому».
17085 просмотров