Вестник Кавказа

ГЛОНАСС покроет всю Землю

Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Глобальная навигационная спутниковая система, ГЛОНАСС» на 2012-2020 годы. На поддержание спутниковой группировки аппаратов ГЛОНАСС и развитие наземной инфраструктуры из госбюджета выделено 346,595 млрд рублей. "Основной акцент в ФЦП сделан на развитие наземной инфраструктуры ГЛОНАСС и услуг на ее базе", - заявил гендиректор федерального сетевого оператора «НИС ГЛОНАСС» Александр Гурко. По его словам, группировка системы ГЛОНАСС была полностью развернута в прошлом году, и сегодня имеется глобальное покрытие – возможность оказывать услуги на основе ГЛОНАСС на всей территории земного шара.

Особое внимание Александр Гурко уделил проекту создания двухсистемного оборудования ГЛОНАСС GPS: «Мы считаем, что это основной технологический тренд этой области. Основные разработчики чипсетов, разработчики смартфонов постепенно переходят на двухсистемное оборудование ГЛОНАСС GPS. Такие компании как Apple, Samsung, Motorola, STC, Callcom, Radcom и другие компании имеют в своих планах либо уже запустили двухсистемное оборудование».

По словам Гурко, развивается глобальная конкуренция: «Мы знаем о планах наших европейских коллег о создании системы Galileo, пока эти планы серьезно отодвигаются. Более активно развивается китайская система «Компас». Поэтому мы готовимся к глобальной конкуренции за место на международном рынке с нашими системами, услугами на основе ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS. В России продолжается рост систем внедрений на основе ГЛОНАСС GPS. В прошлом году было реализовано примерно 270 тыс. чипсетов, соответственно, примерно такое же количество устройств на основе ГЛОНАСС GPS, что в разы превышает предыдущие годы. Кроме того, происходит постоянное удешевление чипсетов ГЛОНАСС GPS. Если три года назад микросхемы ГЛОНАСС GPS стоили 200-250 долларов, что практически нереально даже для профессионального рынка, то сегодня чипсеты, которые выходят на рынок российских и зарубежных разработчиков, стоят примерно 15 дол. за один чипсет. На базе этих микросхем создаются профессиональные устройства с более широким функционалом, нежели просто навигация».

Говоря о формировании нормативной базы в этой области, Гурко отметил: «Вышло несколько нормативных актов, в том числе, по инициативе Минтранса. И постепенно внедряется и всячески стимулируется единая техническая политика в этой области. Не секрет, что в предыдущие годы во многих регионах, министерствах довольно хаотично внедрялись системы на основе навигации, и сейчас стоит задача обеспечения их совместимости. На сегодняшний день «НИС ГЛОНАСС» как федеральный сетевой оператор является безусловным лидером рынка спутниковой навигации и транспортной телематики в России. Мы входим уже в десятку крупнейших компаний мира на этом рынке. Дальнейший рост продолжается довольно бурно, и я надеюсь, что в 2012-2013 годах мы сможем обеспечить те же темпы роста. За два года наша компания выросла в 100 раз, выручка выросла более чем в 100 раз».

Александр Гурко остановился на проектах, осуществляемых «НИС ГЛОНАСС»: «Мы разрабатываем активно региональные целевые программы совместно с регионами, 15 регионов приняли такие программы, 46 регионов находятся в стадии разработки. Мы формируем ведомственные программы внедрения ГЛОНАСС. Это очень важная работа, поскольку она позволяет сформулировать, оценить потребности соответствующих заказчиков в системах управления транспортов, в системах высокоточного позиционирования на основе ГЛОНАСС. Крупнейшие проекты, такие как «ЭРА-ГЛОНАСС», которые призваны масштабировать рынок в десятки раз, обеспечить спрос на десятки миллионов устройств, чипсетов ГЛОНАСС GPS. Кроме того, все эти продукты и системы имеют серьезный экспортный потенциал. Системы, которые мы разрабатываем уже внедряются в разных странах, прежде всего, в Индии, которая является для нас ключевым рынком после России, также идут совместные проекты в странах СНГ. При реализации проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» мы ожидаем, что к 2020 году весь транспорт Российской Федерации сможет воспользоваться преимуществами услуги «ЭРА-ГЛОНАСС», и наличие такой услуги серьезно повысит безопасность на наших дорогах. В конце 2013 года «НИС ГЛОНАСС» завершит создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и введет в промышленную эксплуатацию. «НИС ГЛОНАСС» является членом-наблюдателем так называемой «e-Call Platform», это комитет при ЕС, который разрабатывает стандарты в области интеллектуальных транспортных систем и в области систем безопасности на дорогах. Европейский проект «e-Call», аналог европейского проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» который должен быть запущен в 2014 году - это аналог российского проекта «ГЛОНАСС».

В этом году мы разворачиваем инфраструктуру в нескольких регионах - Уфа, Екатеринбург, Новосибирск. В прошлом году мы уже создали навигационно-информационные центры в Москве и Санкт-Петербурге. В следующем году мы должны обеспечить покрытие услугой «ЭРА-ГЛОНСС» еще в 12 регионах России. Кроме того, в прошлом году был начат крупный проект по созданию интеллектуальной транспортной системы для Москвы. В рамках этого проекта наша компания создает систему диспетчеризации, систему безопасности на пассажирском транспорте в Москве. Мы оснащаем пассажирский транспорт в ГУП «Мосгортранс». Также создаются зональные центры, общегородской центр. То есть это современная система, которая позволит более эффективно управлять пассажирским транспортом, предоставлять услуги пассажирам по информированию о прибытии пассажирского транспорта, повысить безопасность на транспорте. В Европе практически в каждом городе есть информационное табло, которое показывает, когда же приедет ваш автобус, троллейбус, трамвай. Такую услугу невозможно оказывать без оснащения всего транспорта системами навигации. Это один из крупнейших проектов в мире, поскольку «Мосгортранс» является крупнейшим перевозчиком Восточной Европы. В общей сложности, более 4000 транспортных средств оснащено, еще порядка 5000 транспортных средств будет оснащено в этом году. В целом по России нами оснащено порядка 32000 пассажирских транспортных средств. Больше 100 городов используют диспетчерские системы, которые нами разработаны, в 52 регионах РФ.

В качестве примера внедрения систем на основе ГЛОНАСС можно привести «Почту России». Большой проект – в этом году планируется оснащение 4500 транспортных средств, в прошлом году 6700, а всего 21000. Также большой проект идет с компанией «Транснефть» - оснащение технологического транспорта в 37 филиалах «Транснефти». Очень сложный проект - по всей России идет внедрение системы, в том числе, за полярным кругом. Эффект, который «Транснефть» ожидает от этого проекта очень существенный в части и управления, и безопасности, и экономии средств при эксплуатации соответствующей техники. Оснащено более 6000 транспортных средств в прошлом году, и всего планируется к оснащению около 20000 транспортных средств.

Лидер по внедрению систем на основе ГЛОНАСС среди ведомств – это, безусловно, МВД, которое владеет самым большим парком транспортных средств, в целом, это около 140000 транспортных средств, из которых 10% было оснащено по итогам прошлого года, и продолжается оснащение в этом году. Мы планируем примерно 9-10 тысяч транспортных средств в этом году оснастить, включая 5 тысяч автомобилей в Москве. Очень интересный проект системы управления мобильными нарядами в Москве, которая позволила сократить время реагирования на чрезвычайные происшествия и улучшила раскрываемость по горячим следам.

Таким образом, основное внедрение, которое сейчас мы наблюдаем в России в этой области, на основе системы ГЛОНАСС – это, прежде всего, корпоративные системы, крупные проекты, такие как логистические транспортные центры в Сочи в интересах Олимпийских игр, которые мы строим. Сейчас уже в опытном режиме функционирует система управления грузовыми перевозками, и более 2500 транспортных средств подключено к этой системе, всего будет подключено 8000. Причем проект достаточно уникальный. Во-первых, у нас уникальная Олимпиада проходит в уникальном месте, и создание такого центра мультимодальных перевозок, который позволяет управлять и грузовым автомобильным транспортом, и пассажирским, и железнодорожным, авиационным и морским в целях осуществления перевозок до Олимпиады, грузоперевозок и пассажирских перевозок, в течение Олимпиады. Это уникальная по масштабу и по сложности задача».

Недавно произошло слияние «НИС ГЛОНАСС» и компании «М2М Телематика». Исполнительный директор компании «М2М Телематика» Алексей Смятских подчеркивает, что «на сегодняшний день группа компаний «М2М Телематика» - это ведущий российских инновационный бренд в области транспортной телематики». Как заявил Смятских, «мы реализовали более 300 тысяч навигационных устройств, из которых примерно 150 тысяч пришлось на долю навигационных приемников производства компании «ГеоСтар навигация», входящей в нашу группу, и более 52 тысяч профессиональных навигационно-связных терминалов, которые мы устанавливали на всевозможные транспортные средства как в интересах коммерческих заказчиков, так и в интересах государственных, муниципальных потребителей. На сегодняшний момент «М2М Телематика» - это крупнейший R&D-центр в области транспортной телематики, в котором работает более 400 человек. За прошедший год мы активно развивали все перспективные направления, в первую очередь, это линейку навигационно-связного оборудования, и выпустили более 15 новых модификаций. И традиционно обращали большое внимание наших разработчиков на развитие отраслевых продуктов. Более 20 новых отраслевых продуктов было создано в прошлом году. Мы активно работаем над развитием линейки навигационных чипсетов. В апреле этого года выходит новый приемник ГеоС-3, который будет полностью конкурентоспособен с существующими на рынке GPS приемниками и по техническим характеристикам, и по стоимости, то есть он будет стоить порядка 15 долларов. В результате мы можем говорить о том, что на сегодняшний момент на рынке Российской Федерации двухсистемное ГЛОНАСС GPS оборудование практически полностью вытеснило GPS оборудование. Большинство крупных производителей, включая «М2М Телематику», прекратили производство GPS устройств для профессионального рынка, поскольку стоимость двухсистемных устройств уже полностью сравнялась с односистемными, а преимущество двухсистестмных приемников и систем на их базе очевидно. Широкое внедрение ГЛОНАСС-приемников в продукцию ведущих мировых производителей на потребительском рынке – лишнее тому подтверждение».
15480 просмотров