Вестник Кавказа

Отельеры о Северном Кавказе

РБК daily
В России часто можно услышать, что съездить отдохнуть некуда: нет ни гостиниц, ни сервиса должного уровня. Заместитель генерального директора санатория «Плаза» в Кисловодске Олег Мльник рассказал корреспонденту РБК daily Веронике Гудковой о планах развития гостиничной сети в регионе Кавказских минеральных вод, об антикризисных планах, взаимодействии с государственными органами и о развитии инфраструктуры региона в преддверии Олимпиады-2014. С его слов выходит, что на юг уже можно ехать, не опасаясь испортить себе отпуск.

— Расскажите об истории создания вашей гостиничной сети.

— Наша сеть гостиниц принадлежит компании «Африка-Израиль» (АФИ), контрольный пакет акций которой принадлежит известному бизнесмену Льву Леваеву и находится под управлением российского подразделения «АФИ Рус». Гостиничное подразделение, впрочем, там не основное, в сравнении с «Москва-Сити», «Четыре Ветра» и другими более крупными инвестиционными проектами в Москве.
Кисловодская «Плаза» успешно функционирует уже шесть лет, в прошлом году открыт отель «Аквамарин» в историческом центре Москвы, а в апреле 2012-го в Железноводске открывается еще один санаторий «Плаза». Кроме того, в разных стадиях развития еще три проекта. В Израиле компания управляет десятью отелями сети Crowne Рlaza.
Отель «Аквамарин» назван так, чтобы не путать с санаториями «Плаза» в регионе Кавминвод. Но и под своим именем это успешный девелоперский проект, спустя год работы у него отличные показатели по загрузке. На Кавказе тоже хорошая загрузка, в среднем за год 80%, несмотря на то что санаторий «Плаза» — один из самых дорогих в Кисловодске.

— В чем причина таких показателей?

— Мы не побоялись начать этот проект еще тогда, когда все ассоциировали Кисловодск с напряженной обстановкой на Северном Кавказе. Наш проект реализовался как альтернатива профсоюзным и ведомственным здравницам со сложившимся уровнем сервиса и медицины, который не менялся последние десятилетия. Это один из немногих успешно работающих частных объектов в регионе. Развитие инфраструктуры в регионе до сих пор в зачаточном состоянии. В этом году обновили аэропорт, который до последнего времени не принимал воздушные суда зарубежного производства.
Мы работаем в двух направлениях: как санаторий и как spa-отель с полностью обновленной концепцией питания: шведский стол с диетическим питанием, стилизованный под кухни мира. Кроме того, санаторий «Плаза» — первый санаторий Кисловодска, который принимает детей с нулевого возраста, предоставляя им полный спектр услуг: это няни, воспитатели, педиатры, детский клуб с соответствующим возрасту питанием. Ну и, конечно, в отеле предусмотрена развлекательная программа, варианты размещения любого уровня — от стандартного номера до президентских апартаментов.

— А что с железноводским проектом?

— Санаторий «Плаза Железноводск» открывается в апреле 2012 года. Этот санаторий будет иметь 3 звезды, это в большей степени лечебный, курортный объект, не такой «гламурный», как в Кисловодске. Но наряду с медициной мы реализуем обновленные дизайнерские и архитектурные концепции. Это отнюдь не стопроцентное подобие санатория в Кисловодске.

— У вас работают профессиональные медики?

— В Кисловодске более 200 человек медицинского персонала, в Железноводске — порядка 100. 70% гостей приезжают в наши санатории для профилактики, лечения или реабилитации. Основные курортные факторы — среднегорье, особый состав минеральных вод, физиотерапия, бальнеотерапия. У каждого курорта своя специализация. Железноводск — гинекологические, мочеполовые, мочекаменные болезни. Кисловодск — опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, проблемы нервной системы.

— У вас можно отдыхать с детьми. Как это соотносится с лечебной функцией отеля? Дети не мешают курортникам?

— Мы не делим санаторий на зоны «с детьми — без детей». Детский смех — это один из лечебных и омолаживающих факторов.

— Из каких регионов России к вам приезжают больше всего?

— Прежде всего из Москвы и Московской области, ЮФО, СКФО, Поволжья.

— Принято считать, что в России отдыхать дороже, чем в аналогичных по звездности отелях Восточного Средиземноморья…

— Пляжные курорты всегда отличались от лечебных. С пляжными мы себя не сравниваем, но ведем мониторинг по всем лечебным курортам в ближайших регионах и в Европе: в Чехии, Словакии, Венгрии, Германии, на Украине. Я бы не сказал, что российский отдых самый дорогой.
В нашей программе для Министерства экономического развития дано понятие формирования цены на отдых: полная цена либо цена плюс добавочная стоимость — питание, дополнительные услуги. Скажем, в Чехии добавочная стоимость очень высокая. По цене отдыха мы проигрываем Карловым Варам 5%, а если учитывать добавочную стоимость, они нам проигрывают 25%. Далее, курсовые разницы в зависимости от инфляции доллара или евро. В кризис к нам ехали потому, что турпакет, равноценный нашему, условно за 1000 долларов, в Европе стоил 1000 евро.

— Чего вы ожидаете от Олимпиады 2014 года?

— Прежде всего строительство прямой магистрали между Кисловодском и Сочи вдвое сократит дистанцию и время переезда между городами — до 240 км и примерно 2,5 часов. Сочинцы, несмотря на свои климат, море и горы, любят ездить на воды, и магистраль увеличит приток туристов. Мы говорим о постфактумном влиянии Олимпиады на развитие всей инфраструктуры региона. В ходе собственно Игр я не позиционирую курорты Кавминвод как объекты размещения спортсменов или болельщиков.

— Сколько было вложено в строительство и развитие отеля в Кисловодске?

— С учетом приобретения земли в собственность инвестиции составили примерно 40 млн долларов. С учетом средней окупаемости, как у любого гостиничного объекта, — семь-восемь лет.

— Вы вскользь упомянули особенности Северного Кавказа. У вас есть политический прогноз развития ситуации?

— В свете происходящего на Кавказе сейчас политической или экономической угрозы не существует. Есть угроза терроризма, но теракты могут произойти в любой точке, в том числе и в Москве, и драматического оттока туристов после событий в Нальчике, скажем, не было. Глобально Кавказ — это не зона риска. Стоит отметить, что в Кисловодске ни разу не было ни одного теракта. Туда вкладывается много федеральных средств, намечены серьезные программы развития региона. Получены гранты от правительства на развитие горнолыжных регионов. И руководство республик, и руководство Северного Кавказа в лице Хлопонина, и федеральное руководство не допустят негативного развития ситуации.

— Кстати, о руководстве. У вас налажены связи с местными властями?

— Мы очень плотно взаимодействуем с администрацией особо охраняемой зоны городов-курортов и с Министерством экономического развития Ставропольского края, участвуем в экспертном совете Министерства по туризму и развитию рекреационных зон. Улучшается инфраструктура городов — дороги, развлекательные объекты. Аэропорт вот был реконструирован, теперь отличный, летают туда только боинги и аэробусы «Сибири», «Аэрофлота», UTair и других авиакомпаний, а ожидаемая здоровая конкуренция привела к снижению цен на авиаперевозки.
Программа Ставропольского края предполагает удвоить количество человекоприбытий до 2 млн в год, думаю, что в ближайшие пять лет мы этого достигнем. С девелоперской точки зрения регион Кавминвод — зона особой привлекательности. Но надо учитывать, что курорты — особо охраняемые зоны, поэтому не всегда можно получить разрешение на строительство развлекательного центра или торгового молла. Это не должно ущемлять климатические права туристов.
Как компания-инвестор со значительными инвестициями (порядка 300 млн долл.) в объекты размещения и инфраструктуру и как работодатель (на двух объектах будет занято около 1000 человек) мы представляем определенный интерес для региона. В определенных местах проложили идеальные дороги только из-за того, чтобы был подъезд к отелям. Мы поддерживаем детские сады, местные общины, занимаемся благотворительностью. Повторюсь, мы участвуем в экспертном совете Минэкономразвития…

— То есть вы такие «хорошие» лоббисты?

— Стараемся не лоббировать ничего своего: это сразу видно, особенно на Кавказе, где принято: занял должность — лоббируй. Мы придерживаемся более адекватной и демократичной политики. Важно работать в здоровой конкуренции, это на благо и региону, и нам для развития.

— Задам популярный в последнее время вопрос: как скажется на вас возможность очередного избрания президентом Владимира Путина?

— Мы еще помним, как он был президентом, поэтому прогнозируемая рокировка на нас сильно не повлияет, разве что на пользу пойдет. Мы как прогрессировали, так и будем прогрессировать. Большинство федеральных и краевых программ соответствуют федеральной программе-2020, и вряд ли новое руководство страны внесет серьезные изменения в эти программы, тем более что в 2014 году — Олимпиада, в 2018-м — Чемпионат мира по футболу. Будем развиваться по избранному пути.

— А каковы ваши долгосрочные планы?

— По докризисному плану развития каждый год должен был открываться объект. Повторюсь, всего у нас в регионе на разных стадиях строительства три-четыре объекта разного уровня звездности и курортного наполнения — одни в проекте, другие уже функционируют. К сожалению, кризис темпы сократил, была рокировка активов и инвестиционных средств. В апреле открывается санаторий «Плаза» в Железноводске, следующий объект — тоже санаторий, 5 звезд, в Кисловодске. Первоначально он планировался как бутик-санаторий на 50 апартаментов с полной конфиденциальностью и ультрасовременным медицинским оборудованием. Думаю, за год можем уложиться.
Затем в ближайших планах была экспансия в Подмосковье. Пока это не объекты, а проекты — большие территории: загородный отель с пансионатом, санаторием и коттеджными поселками, возможно, с медицинским центром. Девелоперы предлагают новые проекты, мы думаем, смотрим. Сами не занимаемся активным поиском. Сейчас у нас много объектов в стадии реализации и запуска, и основные силы брошены туда.

— Все говорят о недостатке 3-звездочных отелей в России...

— В данном случае речь о городских, а не о курортных объектах. Проблема есть, так как 3 звезды — это более длинные деньги, отель дольше окупается. Кроме того, на 4 звезды есть спрос, и их владельцы следуют современному бизнес-тренду — заранее серьезно вложиться под спрос. Но есть серьезные компании, гостиничные сети, которые работают в сегменте 3 звезды и ведут правильную агрессивную политику, стараются в каждом городе сделать с нуля один-два отеля 3 звезды. Пока их немного, но станет больше.
Здесь же речь и о частных малых отелях, мотелях и хостелах, которых в России практически нет. Но наши девелоперские планы не распространяются на эти категории, мы все же работаем в сегменте 4—5 звезд.

— Сейчас очень много говорят о надвигающейся второй волне кризиса или новом кризисе.

— Правильно говорят. Посмотрим, как он проявит себя в России. Уже видна тенденция удорожания иностранной валюты — думаю, в связи с этой дороговизной люди предпочтут инвестировать в здоровье на российских курортах. Для нас, как иностранной компании, кризис усугубляется необходимостью отчитываться на международном уровне. Мы будем привязаны к этой курсовой разнице. Пока трудно прогнозировать, но предполагается, что в ноябре уже будет определенное развитие событий. Но все же это не российский кризис, мы его невольные участники, в первую очередь из-за экспорта нефти и газа. Бюджет колыхнет, просядет ВВП. Но главные события будут в Америке и Западной Европе.

— А у людей будут вообще деньги на отдых, хотя бы в России? Что происходило у вас в 2009 году?

— В 2009 году все было хорошо. К нам люди едут лечиться, а здоровье лежит в основе пирамиды Маслоу, как, например, пища. Люди инвестируют средства в лечение и оздоровление. 2009 год, конечно, был годом дешевых путевок — вообще, не только к нам. Но сохранялся спрос и на дорогой отдых. Кроме того, есть корпоративные и федеральные социальные программы, обязательства по которым выполняются и в кризис. Ни «Газпром», ни нефтяные компании не сократили своих бюджетов. У большинства этих компаний есть свои ведомственные курортные объекты, но многие отказались от небалансовых активов и заключают договоры с лучшими объектами на стратегических курортах.

— И кто, кроме «Газпрома», среди ваших преимущественных партнеров?

— В основном предприятия нефтегазовой отрасли: большинство их подразделений расположено на Крайнем Севере или других тяжелых для проживания зонах, и оздоровительный отдых для них — обязательная программа. Угольная отрасль с нами работает не так активно, видимо, там социальные программы урезаны. И, наконец, авиакомпании: курортное лечение необходимо для компенсации нагрузки на летный состав.
http://www.rbcdaily.ru/2011/11/03/market/562949981949419
12745 просмотров