Вестник Кавказа

«Молодежь Ингушетии стремится к знаниям»

Член координационного совета ингушского общественного центра Москвы и МО Адам Газдиев рассказал корреспонденту ВК о проблемах образования и трудоустройства в Ингушетии.

- Как смотрит молодежь Ингушетии на образование, насколько актуальны для нее проблемы образования и перспективы трудоустройства?

- В последние 10-15 лет престиж образования в Ингушетии заметно повысился, молодежь стремится получать образование. Подход очень конструктивный, и представители Министерства образования РФ и руководства республики выделяют целевые места в российских вузах, в том числе московских, питерских. Молодежь активно учится. В этом ей помогают и республиканские власти. Так, в московские вузы по целевым наборам поступают от 300 до 400 студентов, при этом многие учатся на отлично. Есть специальная программа по поддержке этих людей, есть специальная ежегодная президентская стипендия. Около сорока студентов по Москве мы поддерживаем, молодежь хочет учиться.
Другая проблема в том, что по возвращении эти люди не всегда могут трудоустроиться. Известны проблемы в республике с безработицей, нехваткой рабочих мест. Но, с другой стороны, хорошие специалисты остаются в тех российских городах, где получают образование, и оттуда помогают своим семьям. А это тоже какая-то поддержка для республики.
Кроме того, важно и культурное развитие, духовное обогащение людей. Люди, которые выросли в монокультурной среде, всегда отличались от тех, которые росли и воспитывались, ходили в школу, учились в ВУЗе в поликультурной среде. Это совсем другие люди. Поэтому во многих аспектах это положительный пример для республики.

- Предпринимаются ли какие-то шаги к решению проблемы с трудоустройством молодежи?

- Конечно, и есть очень интересные инициативы, в том числе главы республики. Например, чтобы в каждом ведомстве давали указания чиновнику брать на работу студентов, которые возвращаются в республику. Пусть это будет ставка в 20,30, 40 процентов от оклада, пускай они работают не весь рабочий день, не всю рабочую неделю, но приходят, набираются практики, потому что вузы дают в основном теоретическое образование. И постепенно будет готовиться новая смена: пожилые работники, например госслужащие, будут выходить на пенсию, а у них уже будут те, кто готов их заменить, уже с опытом, которые известны в коллективе. Люди не только с дипломом, но которые уже некоторый опыт имеют. 
Есть такие инициативы, они очень интересные и характерны только для нашего региона. Какие-то шаги предпринимаются региональным правительством, появляются проекты, которые поддерживаются федеральной службой занятости по Республике Ингушетия. То есть инициативы есть, но все мы понимаем, что пока этого недостаточно. И власти это тоже понимают. На сегодняшний день для молодежи рабочих мест недостаточно - это и есть одна из проблем многих северокавказских республик.

- Какова ситуация с духовным образованием в республике, с мусульманским? Насколько к религии стремится молодежь?

- Тут такая интересная вещь: у молодых людей в Республике Ингушетия и у всей северокавказской молодежи повышенный интерес к исламу и к религии вообще. В республике на данный момент немало учебных заведений. В каждом селении при мечети и медресе маленькие дети, школьники могут учиться арабскому языку, исламу. Есть большой исламский институт в Чеченской Республике, вуз открыт. Возможности получения исламского образования есть, но есть всегда стремление к лучшему. Наверное, количество таких заведений нужно увеличивать, а качество обучения там - улучшать.
Интерес к духовности, к исламу содержит большой потенциал. Ведь в основном проблемы когда бывают? Где конфликты, где нестабильность, когда случаются террористические угрозы, там везде низкий уровень образования. Замечена такая закономерность. Поэтому, я думаю, основные проблемы от невежества. Надо развивать людей, чтобы духовное исламское образование, религиозное образование шло в массы.

- Осуществляется ли централизованный контроль над духовным образованием в республике?

- Да, конечно. В каждом регионе существует Духовное управление мусульман, муфтият республики. Духовные учебные заведения подотчетны, подконтрольны. Они находятся под контролем у главного духовного человека в республике - муфтия.

- Происходит ли отток за границу учащихся Ингушетии? Если да, то в какие страны в первую очередь?

- Скажу больше: из республики уезжают не только молодые - ученики, школьники и абитуриенты. Из республики эмиграция довольно сильная, я считаю. Последние 10-15 лет люди уезжают из республики, и это и трудовая миграция, и поиски лучшей жизни. Кроме российских регионов, куда в основном уезжает молодежь и трудоспособное население в поисках работы, целыми семьями уезжают в страны Европы - страны Бенилюкса, Францию, Германию, Австрию. Плюс к этому студенты, которые по целевым наборам живут каждый год за пределами республики и некоторые остаются в регионах, где уже проходили обучение.
Но основная масса возвращается в республику. И тут есть важный положительный момент: люди с профессией, со специальностью, даже если не находят работу сразу, повышают общий уровень образования общества, повышают конкуренцию среди специалистов, которые уже работают или собираются на нее устраиваться. Это главные положительные моменты.
См. видео http://www.vestikavkaza.ru/video/?page=3&ID=45124
15480 просмотров