Вестник Кавказа

Женский голос как ветер несется…

Накануне 85-летия народная артистка СССР Галина Вишневская представила переизданную автобиографическую книгу «Галина. История жизни» и рассказала корреспонденту ВК о книге и о себе. 

- Вы прожили тяжелую жизнь. Считаете себя счастливым человеком?

- Конечно. Я счастливая женщина, я счастливая мать, я счастливая жена. Вот моя семья здесь. Двух внуков не хватает: они проштрафились чем-то в Америке, их не выпустили. Один экзамены не сдал, другой тоже что-то в этом роде. Другие четыре внука здесь, мои дочери, мои друзья. Я счастливая женщина.

- Эта книга в два раза толще той, что, наверное, в доме каждого из нас. Это за счет иллюстраций или, может быть, появились новые главы, связанные с вашим пребыванием здесь, в России?

- Нет, там больших изменений нет. Есть некоторые дополнения, но это за счет фото. Мы сделали приложение, здесь есть большая статья Бориса Покровского обо мне. Никто, как он, не понял, что я собой представляю. И мой характер, и мои данные, артистические, певческие, он знал. Он написал мой портрет, я включила его в книжку.

- Каждому человеку посылается несколько таких точек в жизни, которые являются определяющими в судьбе. Может быть, вы назовете две-три такие точки?

- Ну естественно, встреча с Ростроповичем, моим будущим мужем. Это был 1955 год. И другое – это встреча (и дружба) с Шостаковичем. Есть, пожалуй, две встречи в моей жизни, которые определили ее. Во всех отношениях.

- Книга была переработана, как вы сказали. А вы хотели бы, чтобы в жизни тоже можно было что-то переработать? Чтобы что-то было по-другому? 

- Нет, не хотела бы в жизни ничего переигрывать. Во-первых, я не люблю этого «если бы». Этого нет, случилось то, что случилось. Если бы нужно было ее повторить, я бы повторила с начала. 

- Когда легче талантливым людям было пробиться, чтобы заметили: сейчас или раньше? И что нужно, чтобы талант сверкал, как ваш?

-Нужно работать, добиваться самого высокого качества во всем, что ты делаешь. 

- Как вы содействуйте молодым талантам?

-Для этого существует моя школа, где мы учим выходить на сцену. После консерватории, как правило, за редким исключением, студенты выходят ничего абсолютно не имеющими делать на сцене. Ничего, шагу шагнуть не могут. Я, между прочим, 67 лет в этом деле, с 1944 года, когда я поступила в театр оперетты, мне было 17 лет… 67 лет я в искусстве - я знаю очень много, многому могу научить, что и делаю. Для того чтобы в театре на Западе получить роль ведущую, ты должен иметь имя, а чтобы иметь имя, ты должен быть на сцене. Получается замкнутый круг. Поэтому я создала эту студию, чтобы было место у молодого артиста, имеющего голос, уже получившего музыкальную подготовку. Хотя никого за руку я не вожу. Никого не проталкиваю, никого не протежирую. Я учу их петь и работать. У нас идут «Царская невеста», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Иоланта», «Кармен», «Риголетто», «Борис Годунов» - последняя наша постановка. Уже до такого мы дошли уровня. Ребята получают огромную практику, работают они хорошо и понимают, что если ты не будешь работать, то ты никуда не попадешь, тебя никуда не возьмут. За границей никто нас с раскрытыми объятиями не ждет. Нужно приезжать и продвигать себя. Мне было просто уезжать из Большого театра, не нужно было бегать на эти auditions и просить: «Прослушайте меня, пожалуйста!» Сейчас это так, к сожалению. Нужно учить язык, нужно знать репертуар, получать опыт. И потом уже с готовым багажом идти на Запад. Другого пути нет.

- 28 октября открылась после реставрации основная сцена Большого театра. Ваша жизнь тесно связана с этим театром, и горе и радости. Какие шансы у Большого возродиться и стать действительно «большим»?

- Мои дочери были там две недели тому назад и видели отреставрированные помещения Большого театра. Они были потрясены тем, какая невероятная там красота. Это театр, может быть, самый лучший в мире. Для меня во всяком случае. Во всем великолепии он сейчас восстановлен. А чем он наполнится, мы будем видеть. 

-Галина Павловна, книга поразительная. Одна из пронзительных сцен – это сцена прощания с Большим театром, когда вы в прямом смысле легли на пол этой сцены. Это невозможно без слез читать. Вы говорили, что вам недостаточно было публики, часто там были просто командированные или вы пели для друзей соперников. Как вы относитесь к сегодняшнему зрителю?

- Разная публика в Большом театре, очень разная. Но что касается меня, то я никогда не выходила петь перед публикой - я пела для Бога. Поэтому и легла на пол, когда прощалась с театром. 

- Если бы Вы были президентом России, что бы вы изменили, чтобы жизнь российских людей была лучше?

- Пенсии, конечно. Это, по-моему, каждый скажет. Старики у нас обездоленные. Как слепые котята, они толкаются из двери в двери, и нигде им не могут что-то вразумительное объяснить, а тем более дать. Вот это надо срочно менять. В первую очередь.

- В своей книге вы говорите, что в молодости думали о карьере концертной исполнительницы, потому что эта карьера в отличие от работы в труппе дает артисту больше свободы. Но потом вы попали в Большой театр. Скажите, трудно ли вам было уживаться в большом коллективе?

-Знаете, карьера у меня в театре была самая счастливая, какая только может быть. Я не могу назвать ни одного момента, чтобы я чего-то добивалась и мне чего-то не давали. Все было для меня сделано. Но это было совсем не просто. Почему ко мне было такое отношение? Ведь я пришла в театр уже совершенно подготовленной артисткой, до этого я уже 8 лет выступала сначала в оперетте, потом на эстраде. Я была совершенно раскрепощенной на сцене, я могла бегать по лестнице на девятый-десятый этаж, и тут же слетать стремительно вниз, и тут же петь.  И в ансамбле, и сольные партии, и все, что угодно. Поэтому меня любили и режиссеры, и дирижеры, и все мне было предоставлено. Я никогда ничего ни у кого не просила. Ничего. Ни в театре, не в жизни. У меня не было образования бесплатного. У меня семь классов, я закончила семь классов, когда началась война. Потом была блокада Ленинграда. Потом я поступила в семнадцать лет сразу на сцену и в 1972 году я пришла в Большой театр. Без всякого музыкального образования.
И квартиры бесплатной у меня тоже не было никогда. Я жила в коммуналке, уже в Большом театре работала три года и все жила в коммуналке. Три метра туда и шесть метров сюда, на лестничной клетке комнатушка. Так что я никому и ничем не обязана - ни государству, ни отдельным высокопоставленным лицам. 
Я обязана моим учителям: моей учительнице Вере Николаевне Гариной, которая меня научила петь. Хотя у меня был от природы поставленный голос, мне его подпортили и на эстраде, и … вы понимаете. Она мне вернула голос. Борис Александрович Покровский, режиссер, мой учитель любимый. 
И, конечно, это Ростропович, с которым мы 52 года были вместе. Он аккомпанировал мне на всех моих концертах и в России, и за границей. Я после него ни с кем петь больше не могла.
См. видео http://www.vestikavkaza.ru/video/?page=5&ID=45122

18440 просмотров