Вестник Кавказа

ГУБИТЕЛИ ЛЮДЕЙ ИЗ ЦАРСТВА КОЛЬЧУЖНИКОВ ЭКСПОНИРУЮТ ПРОДУКЦИЮ

Магомед Нурмагомедов, Махачкала
Дагестан имеет все шансы стать признанной ювелирной столицей Южного федерального округа. Несмотря на быстро меняющиеся приоритеты, тенденции моды в ювелирном искусстве и экономическую нестабильность последних десятилетий, в республике удалось сохранить народные традиции. Сегодня в Дагестане продолжают работать предприятия народно-художественных промыслов - Кубачинский и Гоцатлинский художественные комбинаты, Унцукульская художественная фабрика", не говоря уже о более мелких центрах и ювелирных мастерских.

Ювелирных дел мастера из аулов Кубачи, Гоцатль, Унцукуль и умельцы в других народных художественных промыслов "Городка мастеров", расположенного на территории выставки, на глазах у посетителей создают свои драгоценные изделия. Это дает возможность всем любопытствующим познакомиться с процессом работы над изделием. Можно купить на память то, что только что успело воплотиться в руках мастера из маловыразительных заготовок в нечто красивое с чертами народного стиля.

Наиболее известный ювелирный брэнд Дагестана - Кубачи. Это аул златокузнецов в горном Дахадаевском районе, практически все население которого занималось изготовлением оружия с богатым украшением ножен, рукоятей, доспехов. Жители села за род занятий - изготовление оружия - сами называли себя "угбуган" (губители людей). Оружие и кольчуги были настолько хороши, что пользовались популярностью не только на Кавказе. В X веке арабский географ и историк аль Масуди упоминал этот аул как "царство Зерихгеран" (по-персидски "царство кольчужников"). Современное название Кубачи появилось позже от турецкого "оружейники". О происхождении кубачинцев до сих пор спорят, есть даже версия, что они произошли от французов (наверное, из-за сходства с гасконцами). Но внутриобщинная замкнутость сохраняется в этом селе до сих пор. Возможно, так мастерам с древних времен удавалось легче сохранять и передавать по наследству свои секреты. Считается, что кубачинец должен жениться только на девушке из этого же села.

Вид промысла определило то, что неподалеку от аула находились большие залежи руды. Древние мастера научились получать из руды не только железо, но и различные сорта стали. Когда появилось огнестрельное оружие, кубачинцы быстро научились изготавливать и его, богато украшая серебряными деталями с гравировкой орнаментальными узорами и позолотой. Одновременно кубачинцы всегда считались искусными ювелирами. Историки уверяют, что во многих селениях еще в средневековом Дагестане имелось два-три мастера, занимавшихся ювелирным делом в свободное от полевых работ время, выполнявших заказы женщин своего и близлежащих сел.

Женщины всегда любили украшения. Многие ювелирные украшения, будучи неотъемлемой частью традиционного костюма горянки, служили не только и не столько декоративным дополнением, сколько выполняли магические охранительные функции. Особенно много украшений в виде подвесок, цепей, поясов, височных, теменных украшений, заколок и булавок использовалось в наряде невесты. Например, девушка из аварского аула Ругуджа надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра. Это связано с широко распространенным на Кавказе культом металла. Особо почиталось здесь серебро (но не золото). Массивные кубачинские свадебные браслеты, кольца, подвески имеют свой неповторимый стиль. А по изяществу растительного орнамента им нет равных среди других мастеров по серебру.

Златокузнецами среди кубачинцев всегда были мужчины. Первой и единственной женщиной, нарушившей запрет отцов, стала всемирно известный мастер Манаба Магомедова. Она добилась мировой славы, участвовала во многих международных выставках, стала народным художником Грузии и Дагестана, кавалером грузинского ордена Чести.

По сравнению с кубачинским гоцатлинский (аул Гоцатль в Хунзахском районе Дагестана) ювелирный промысел довольно молодой, возник он около 1,5 веков назад. Но, как отмечают знатоки, по изяществу и сложности отделки изделия местных мастеров не уступают кубачинским. Их различие в нанесении орнамента. На кубачинских орнаментом покрыта почти вся поверхность изделия, а на гоцатлинских только частично. Кроме того, гоцатлинский орнамент всегда симметричный.

Унцукульская же насечка медью по дереву - оригинальная техника, которой нет аналогов во всем мире. Этим старинным промыслом в селе занимаются в основном женщины. Покрытые лаком с блестящей сеточкой и звездочками узоров вазы, трости, письменные приборы пользуются популярностью как чисто дагестанские сувениры. Письменный прибор унцукульской работы горцы преподнесли в подарок вождю пролетариата Владимиру Ленину в далекие 1920-е.

А на этой неделе в Махачкале в выставочно-торговом центре "Апельсин" открылась шестидневная II межрегиональная (с международным участием) выставка "Золото России - 2009". В этот раз количество ее участников увеличилось более чем в два раза. На выставочных стендах можно увидеть ювелирные изделия производителей практически из всех регионов России - Якутии, Татарстана, Урала, Юга России, из Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, а также из Азербайджана, Ирана, Турции… Многие из них приехали в Махачкалу во второй раз, помня, как их встретили дагестанцы во время первой выставки "Золото России".

Выставка объединена с экспозицией "Магия камня", которая уже 10 лет удивляет дагестанцев разнообразием изделий из серебра с самоцветами. Организаторами выставки выступили Министерство экономики Дагестана, республиканский выставочно-маркетинговый центр "Дагестан-ЭКСПО" при поддержке Аппарата полномочного представителя президента в ЮФО, Гильдии ювелиров России, Российской государственной пробирной палаты, отраслевого медиа-холдинга "РЕСТЭК JUNWEХ", Программы "Ювелирная Россия", Гильдии ювелиров "Золотое кольцо Руси", Прикаспийской пробирной инспекции.

Как заявил руководитель республиканского выставочно-маркетингового центра «Дагестан-ЭКСПО» Булат Мамаев, идея «золотой выставки» родилась у него после поездок в ювелирную столицу России - село Красное в Костромской области. Дагестан издревле славился такими центрами народного ювелирного искусства как Кубачи, Гоцатль, Кази-Кумух, которые стали дагестанским брендом наряду с кизлярскими и дербентскими коньяками, балхарской керамикой, табасаранскими коврами, андийскими бурками и холодным оружием работы харбукских мастеров.
20855 просмотров