Вестник Кавказа

ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ ОСЕТИН

Мурат Габараев, Осетия
Предкам осетин – аланам – было хорошо знакомо христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся древние христианские храмы на территории нынешней Осетии, Ингушетии и Карачаево-Черкесии. В XIII веке аланы в результате татаро-монгольского нашествия были отброшены вспять – и в территориальном, и в социально-экономическом смысле. Укрывшись на северных склонах Кавказского хребта, они с большими трудностями пережили в XIV веке нашествие Тамерлана. В нескольких ущельях Центрального Кавказа часть алан выжила и, как выражаются ученые, продолжила этническую традицию осетинского народа. В то время к аланам-осетинам вернулась их традиционные этнические верования. По мнению историков, алано-осетинскому язычеству несколько тысяч лет. Не удивительно, что за это время оно обогатилось множеством материальных и духовных сокровищниц, которые сохраняются до сих пор. О наиболее почитаемых из них рассказывает наш корреспондент в Осетии Мурат Габараев.

Один из самых любимых и почитаемых осетинами праздников - Реком. Длится он целую неделю. Как рассказал 93-летний старейшина села Тамиск Александр Варзиев раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, но особенно почитали его жители Алагирского ущелья. Праздник и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного. В прежние века поклониться Рекому шло столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Это было что-то вроде осетинских Олимпийских игр. Молодежь состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе. Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины. Скорее всего, это были огрузинившиеся осетины, и зов крови вел их в святилище одного из самых почитаемых предками.

Реком,- говорит Александр Варзиев, считается суровым святилищем. Рассказывают, один грузин шел поклониться Рекому. С ним была семья — жена и маленький ребенок. Они вели на закланье барана. Случайно на веревке, на которой был привязан баран, оказалась свиная щетина. Семья об этом, конечно же, не знала. Когда они добрались до перевала, и до Рекома осталось совсем немного, семья превратилась в камни. Реком не простил им их оплошности.

В окрестностях святилища многие семьи фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие. Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали туда еду, напитки, и жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Каждое село имело своего жреца, который наблюдал за ходом праздника и собирал мысайнаг (предметы или деньги, оставленные в святилище как приношение божеству)

По мнению ученых, святилище Реком было построено в 1382 году. Легенда гласит, что некогда Уастырджи (Святой Георгий) решил возвести для осетинского народа святилище из вечного, не гниющего дерева. А такие деревья росли в лесу за Рекомом. Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледники и привезти деревья. Деревья сами падали, повозки наполнялись, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте будущего святилища повозки сами опорожнялись, а волы возвращались к Уастырджи. Так без помощи человека возникло святилище Реком.
Реком и по сей день широко отмечается в Осетии.

В июне осетинский народ отмечает праздник Кардагхассан (день приношения домой трав). Кардагхассан - последний весенний праздник. Природа, меняя свой облик, переодевается в зеленый наряд, сердце радуется при виде нежной травы, молодых побегов, тянущихся в объятия синего неба. Вот как описал в своей книге "Осетинские обычаи" известный в Северной Осетии этнограф Гастан Агнаев этот праздник. В прежние времена к празднику готовились заранее. Из муки, тщательно промытого и высушенного зерна, делали традиционные пироги, резали барана или овцу. Жители села с традиционными пирогами и другими яствами шли в поле. Пироги пекли в основном с начинкой из листьев свеклы. Старейший из сельчан возносил молитву, испрашивая у небес удачного года, богатого урожая, увеличения поголовья скота.

На Кардагхассан в некоторых селах Осетии пекли гуыдын - большой пирог с начинкой из различных съедобных трав, который должны были отведать все домочадцы. Посторонних угощать этим пирогом не полагалось. Возвращаясь домой, люди несли с собой пучки трав, цветы и разбрасывали их по углам дома. Кардагхассан отмечается, и по сей день, особенно в горных и равнинных селах.

Одним из самых популярных святилищ в равнинной Осетии остается Цыргъобау (Островерхий курган). Ученые относят его появление к концу XVIII века, когда поблизости образовалось селение Ольгинское, а до этого было местом отдохновения людей, работающих на окрестных землях. Старинный курган виден издали. Каждый год в третье воскресенье июня сюда собираются паломники из сел Правобережного района, из Беслана, Владикавказа, приносят три треугольных пирога, физонаг (шашлык), араку (национальный алкогольный напиток). Совершив ритуальное шествие вокруг кургана, жрец возносит молитву, просит благодати Цыргъобауа, Уастырджи (Святого Георгия) Цыргъобауа, чтобы их милостью был собран богатый урожай с окрестных земель, который пойдет на кувды (пир) и свадьбы. Жрец просит, чтобы стада, пасущиеся поблизости, множились и были употреблены на те же цели, чтобы люди жили в дружбе и согласии друг с другом, не знали горестей и бед. Цыргъобау - праздник любви, дружбы, братства. Люди веселятся, поют, танцуют.

В пантеоне осетинских божеств одно из основных мест занимает Уацилла (Святой Илья), который считается покровителем хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для пользы человека. Его называют также богом-громовержцем. Уацилла поклонялись еще предки современных осетин - аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он считается очень могущественным божеством - чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко за праздничным или свадебным столом не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь.

Как самое почитаемое божество имеет святилищ, главное из которых - святилище в Даргавсе, на горе Тбау - святилище Тбау Уацилла. Праздник Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана и продолжается несколько дней. Многие семьи на Уацилла делают кусарт (жертвоприношение). По рассказам старожила села Джимара, жреца святилища названного божества Таймураза Дзанагова в старину каждая семья, даже самые неимущие приносили в жертву ягненка, поскольку в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность. В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их. Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву. Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее. Каждая семья несла продукты в святилище Уацилла, но входить, туда никто не смел. Уацилла, - продолжает свой рассказ Таймураз Дзанагов, являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец.

На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый. Если же пива стало меньше - жди неурожая. Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей. Осетины и по сей день, отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд (пир) с закланием быка, теленка или барана. К этому дню специально варят пиво и делают араку (национальный алкогольный напиток).
91285 просмотров